IТ-сектор уже несколько лет является лидером по привлечению венчурных инвестиций в России. Согласно ежегодному отчету Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ), к концу 2012 года число фондов, инвестирующих в ИКТ, выросло почти вдвое. Однако в России также работает большое количество компаний, разрабатывающих прорывные технологии для быта и промышленности. РБК daily подготовила обзор самых интересных стартапов, которые изменят нашу жизнь.
Антивзрыв
Разработчики научно-технического центра «Взрывоустойчивость» при МГСУ придумали устройство для борьбы с опасными последствиями взрывов газа. Ранее при взрыве человека могло спасти обычное окно — газовоздушная смесь выбивала стекло, и давление в помещении уменьшалось. Современные окна с эффектами тепло- и шумоизоляции разрушаются не так легко, поэтому при взрывах обваливаются стены и перекрытия.
Разработчики центра «Взрывоустойчивость» решили оборудовать окна створкой со специальным запорным устройством, которое легко разблокируется. По словам ученых, человек, находящийся в помещении в момент катастрофы, слышит лишь хлопок. Идея, по признанию разработчика Николая Громова, не уникальна. В США легкосбрасываемые конструкции под брендом Explovent (3 тыс. долл. за одно окно) продает компания Construction Specialties.
В основном новинку готовы покупать промышленные предприятия (стоимость заказа может доходить до 1,5 млн руб.). Компания «Взрывоустойчивость» устанавливает конструкции по корпоративным заказам с 2005 года и уже вышла на прибыль. Сегодня стартап завершает переговоры о запуске производства с одним из московских заводов и планирует через два-три месяца продавать устройства владельцам квартир. Стоить противовзрывные стеклопакеты будут в два раза дороже, чем обычные окна.
На данный момент основатели вложили в проект свыше 3 млн руб. В ближайшие полгода команда планирует наладить партнерство с крупным производителем окон и оборудовать новой системой жилые газифицированные здания Москвы и Подмосковья. Зарабатывать разработчики при таком партнерстве будут за счет проведения проектных работ на объектах и продажи услуг по монтажу и обслуживанию противовзрывных систем. В рамках такой бизнес-модели компания планирует зарабатывать свыше 30 млн руб. ежегодно.
Григорий Улькин, серийный предприниматель и партнер OZAR Venture Capital Partners
Пока оборудование окон противовзрывными конструкциями не будет установлено государством как обязательное требование к владельцам квартир и руководителям производств, система «Антивзрыв» будет восприниматься потенциальными потребителями скорее как элемент удорожания изделия. Мотивировать производителей окон использовать конструкции можно только, если будет расти спрос на инновацию со стороны потребителей. Я сомневаюсь, что лидеры на рынке оконного производства захотят рисковать.
Bunch
В конце 2012 года один из основателей проекта Bunch Сергей Колпаков в торговом центре услышал объявление о пропаже двухлетнего ребенка и подумал, что многим родителям был бы полезен гаджет, который можно прикрепить к одежде ребенка и контролировать его местонахождение с помощью смартфона.
В феврале 2013 года Сергей вместе с партнерами, Игорем Парфеновым и Сергеем Поляниным, начали работу над проектом и создали прототип. В июне 2013 года на конференции DEMO Europe в Москве разработчики представили опытный образец устройства — метку величиной с пятирублевую монету, которая по Bluetooth соединяется с приложением, установленным на смартфоне. Сегодня на устройство Bunch можно «позвонить», если оно не дальше 30 м от смартфона, а также приложение Bunch может обнаружить метку, как только она появляется в зоне видимости. Кроме того, гаджет можно «привязать» к смартфону, который уведомит пользователя о потери связи с меткой при ее выходе из зоны в 30 м). Также в Bunch заложена функция показа «последней встречи» чипа и смартфона на карте. В ближайших планах стартапа — собрать пользователей Bunch в социальную сеть, чтобы наладить совместный поиск пропаж.
Сегодня сервис собирает предзаказы от клиентов, которые смогут приобрести брелок за 999 руб. В дальнейшем компания планирует продавать пакеты гаджетов, стоимость будет зависеть от числа меток в одной упаковке. Предприниматели планируют запустить продажи в декабре. Объем продаж, на который они рассчитывают, — более 20 тыс. устройств за 2014 год, в конце 2015-го — 40 тыс. штук.
Среди конкурентных преимуществ Bunch — функциональность приложения и низкая цена. В России уже продаются брелоки Сobra Tag, каждый из которых стоит около 3 тыс. руб. Американский брелок StickNfind с учетом доставки обойдется в 1,3 тыс. руб.
Сейчас проект ищет около 5 млн руб. инвестиций на оплату производства и продвижение продукции на рынке. Компания также планирует выпустить аксессуары к датчику (например, браслеты) и собрать на американской краудфандинговой площадке Kickstarter 500 тыс. долл.
Алексей Карлов, бизнес-тренер Стартап Академии «Сколково»
Если взглянуть на сайт Bunch сейчас, то виден акцент на описании общих проблем, которые решает продукт. Разработчики предлагают самим пользователям догадаться, как именно им может помочь Bunch. На мой взгляд, команда гораздо быстрее добьется успеха, если сфокусируется на проблемах клиентов, будет использовать не только интернет-маркетинг, но и офлайн-продажи, в том числе через партнерские программы.
Экзоскелет
Компания Red Heat Engineering, конструирующая аксессуары для гражданского и охотничьего огнестрельного оружия, в середине 2000-х разрабатывала защитные костюмы для разгона беспорядков в городе. Упругие элементы костюма накапливали собственную энергию человека при торможении и отдавали в момент продолжения шага. Такая система позволяла, в частности, переносить вес всего тела на бедра. Так, у основателя Red Heat Engineering Бориса Городецкого появилась идея создать внешний силовой каркас (экзоскелет), который бы копировал естественные движения человека и помогал людям с ограниченными возможностями.
Экзоскелет состоит из трех основных частей: верхней части, которая дублирует позвоночный столб и переносит нагрузку с верхней части тела на бедра, поясной части, которая является опорой на бедра и силовым центром конструкции, и нижней — она увеличивает силу ног и выглядит как «механические штаны». Конструкция может быть полезна людям с травмами позвоночника, ног, шеи, а также женщинам на поздних сроках беременности. По словам Городецкого, медицинский экзоскелет (его цена будет около 40 тыс. руб.) позволяет в два раза сократить время реабилитации после травм позвоночника и избавиться от костылей или кресел-каталок. Экзоскелет может полностью снять нагрузку с одной из конечностей, а дополнительные набедренные конструкции обеспечивают легкое вставание, например, со стула или разгибание ног.
Медицинские экзоскелеты Red Heat Engineering рассматривает как основной источник прибыли — их компания будет продавать через ортопедические салоны, специализированные магазины медицинской техники и через профильные интернет-сайты. При этом купить можно будет и отдельные модули, стоимость которых не будет превышать 20 тыс. руб. В сравнении с американскими (стоимость до 250 тыс. долл.) и японскими аналогами российская разработка может дольше работать без подзарядки. По словам Бориса Городецкого, аналоги устройства стоят в 10—15 раз дороже.
Придуманная система также предназначена для работы в складских терминалах и на тяжелых производствах, а также для переноски большого количества оружия и боеприпасов (до 250 кг). С промышленными объектами Red Heat Engineering планирует работать по системе прямых продаж, выходить в военный сектор компания пока не планирует.
Команда Red Heat вложила в проект более 10 млн собственных средств. На завершение работающего опытного образца компания готова потратить еще около 10 млн руб. На запуск массового производства, маркетинг и отлаживание системы продаж компании потребуется еще 70 млн руб. Через три года после привлечения инвестора Red Heat планирует продавать более 60 тыс. экзоскелетов (стоимостью от 7,5 тыс. до 15 тыс. руб.) в год.
На российском рынке у Городецкого есть конкурент — компания Gefest. Команда под руководством Юрия Лысенка на базе конструкторского бюро Донского государственного технического университета создала рабочую модель защитного костюма (четыре слоя композитных материалов, в том числе брони) с двигателями и усилителями движений. По словам Юрия Лысенка, себестоимость первого образца Gefest пока составила 5 млн руб. На данном этапе Gefest определяется с источником энергии для экзоскелета, а также работает над электроникой и программным обеспечением. Для завершения прототипа и стадии НИОКР Gefest требуется около 10 млн руб.
Алексей Кушнер, бизнес-ангел
Скорее всего, россйиские стартапы в сфере производства экзоскелетов будут «разбалансированными» — с одной стороны, продвинутое математическое обеспечение и софт, с другой — дорогостоящие импортные материалы и комплектующие. С трудом можно себе представить уровень цен и условия поставок специальных композитов, эластичных материалов, аккумуляторов и т.д. из Японии, Сингапура, Германии, Франции и США в Россию. Российские стартапы еще много лет будут серьезно проигрывать на международном уровне именно из-за отставания по новым материалам и аппаратному обеспечению.
Векторная виброметрия
Игорь Кобяков, в годы своей работы в советском НИИ ракетной техники, разработал датчики, способные считывать информацию о вибрациях оборудования на объектах строительства. Дело в том, что недопустимый уровень вибрации свидетельствует об износе объекта и о риске возникновения техногенной аварии. Основными параметрами вибрации являются ускорение, скорость и смещение: все это векторные величины, однако существующие системы измеряют не векторы, а их проекции на плоскости, а потом сводят цифры. При таком подходе измеренные значения оказываются в три—пять раз меньше реальных. Датчики Кобякова, запатентованные еще в 1959 году, фиксируют длину трех векторов в объеме и одновременно.
Ученый разработал четыре типа векторных датчиков для разных отраслей промышленности; приборы у новой компании, названной «Векторная виброметрия», стали закупать НИИ и заводы — например, для выявления дефектов авиационных двигателей или неисправностей турбин электростанций. Датчики Кобяков продавал вместе с усилителями сигналов, а также со специальным интерфейсом, визуализирующим данные для пользователей. Однако ученому удавалось реализовывать только около двух-трех комплектов ежегодно.
В 2007 году проект возглавил сын Кобякова, Олег Лозовой, наладивший регулярные продажи. Цена комплекта с менее чувствительным датчиками — 3 тыс. долл., за набор с датчиком второго типа (для обнаружения менее заметных вибраций — от 0,5 Гц) заказчики платят 5 тыс. долл. За пять лет компания наладила поставку комплектующих из-за границы, лабораторную сборку датчиков, а также стабильные продажи — 20—30 комплектов в год. Среди покупателей — авиастроительные заводы и электростанции, а также девелоперы. Сегодня стартап пытается договориться с дилерами, выстроившими систему продаж оборудования для безопасности на производстве: несмотря на то что Лозовой готов скинуть от 10 до 35% потребительской стоимости при оптовых закупках, партнеры пока не подключились.
Предприниматели вложили в проект более 500 тыс. руб., при этом компания уже прошла операционный ноль. Сейчас они ищут еще 30 млн инвестиций, которые позволят наладить продажи с крупными индустриальными игроками через госзакупки и в течение пары лет выйти на уровень продаж в 1—2 тыс. приборов. Впрочем, разработчики не исключают возможности лицензировать уникальную технологию: за право на производство компания возьмет с лицензиата не менее 10% от продажной цены каждого проданного датчика. Другой возможный сценарий — полная продажа патента одной из российских или зарубежных корпораций.
Михаил Киселев, профессор кафедры метрологии и взаимозаменяемости МГТУ им. Баумана
Подобных решений на рынке действительно не существует: никто в мире пока не измеряет все три важнейших параметра вибрации в трехмерной модели. У такой разработки широкие перспективы применения также в космической отрасли, двигателестроении, сейсмике и, например, медицине.