Большую часть истории человечества богачи больше, чем кто-либо, вели праздную жизнь, а вот бедные люди работали очень много. Но ситуация сейчас совершенно иная, особенно это характерно для развитых экономик.
В британском телесериале “Даунтонское аббатство” (Downton Abbey), который рассказывает о жизни аристократов начала XX века, главный герой не понимал слово “выходной”, так как для него каждый день был днем отдыха.
В то же время бедные люди в ту эпоху знали лишь тяжелый и монотонный труд. Историк-экономист Ганс-Йочим Вос из Университета Цюриха напоминает, что в 1800 г. средний английский рабочий трудился 64 часа в неделю. “В XIX веке о бедности человека можно было судить по количеству его рабочих часов”, — пишет ученый.
Сегодня в развитых экономиках ситуация совершенно иная. Общее количество рабочих часов резко снизилось за последние сто лет. При этом богачи начали работать больше, чем бедняки. В 1965 г. выпускник университета, который, как правило, зарабатывает больше, имел больше времени для отдыха, чем его сверстник с дипломом средней школы. В 2005 г. человек с высшим образованием работал на восемь часов в неделю больше.
Согласно данным “Исследования использования американцами своего времени” (American Time Use Survey), обнародованного в прошлом году, обладатель университетского диплома ежедневно работает на два часа больше, чем тот, кто имеет за плечами только среднюю школу. Согласно другим данным доля американцев с высшим образованием, которые работают более 50 часов в неделю, выросла с 24% в 1979 г. до 28% в 2006 г. Таким образом, состоятельных людей больше нельзя называть бездельниками.
Все это имеет ряд объяснений, одно из которых “эффект субституции”. Более высокие зарплаты делают отдых более дорогим: для отдыха требуется больше денег. С 1980-х гг. зарплаты тех, кто принадлежит высшему классу общества, выросли довольно значительно, в то время как у людей менее обеспеченных они не менялись или даже снизились. Подобное неравенство стимулирует богатых работать больше, а бедных меньше.
Природа современной экономики “победитель получает все” (winner-takes-all) усиливает эффект субституции. Масштаб глобального рынка означает, что компании, которые развиваются по инновационному пути, получают колоссальную прибыль (как, например, YouTube, Apple и Goldman Sachs). Прибыль за победу над конкурентом может быть еще грандиознее.
Многочисленные исследования подтверждают, что формула “победитель получает все” применима и для высококвалифицированных работников, работающих много часов. Вначале 1980-х гг. человек, трудившийся 55 часов в неделю, зарабатывал на 11% больше, чем тот, кто работал 40 часов в той же должности. На рубеже тысячелетия это разрыв увеличился до 25%.
Экономисты считают, что в какой-то момент эффект субституции может столкнуться с “эффектом дохода”: более высокие зарплаты обеспечивают все возможные материальные потребности, и вместо дополнительных часов в офисе люди предпочитают отдых. У миллиардера, который может купить остров, мало стимулов сжигать себя на работе. Но новые общественные ценности могут трансформировать эффект дохода.
Роль работы и отдыха в мире богатых людей довольно сильно изменилась с эпохи “Даунтонского аббатства”. В 1899 г. американский экономист Торстейн Веблен охарактеризовал отдых “почетной наградой”. Богачи могут найти других людей выполнять за них грязную и скучную работу. При этом, полагал экономист, состоятельные люди не лентяи, они просто занимаются другой формой деятельности: творчеством, благотворительностью и анализом.
Теорию Веблена следует подкорректировать к реалиям сегодняшнего дня, считают ученые Оксфордского университета. Работа в развитых экономиках стала более интеллектуальной, чем физической. Осталось совсем мало по-настоящему скучных профессий (как, например, лифтер), и появилось больше гламурных (как, например, дизайнер одежды).
Это означает, что больше людей, чем когда-либо в прошлом, получают удовольствие от продолжительной работы. Современный человек получает такое же удовольствие от работы, как богач от отдыха в XIX веке. С другой стороны, ничегонеделание уже не является символом благополучия в обществе. Вместо этого безделье теперь ассоциируется с ненужностью и безработицей.
Возможно, поэтому для менее образованных работников увеличение “свободного времени” означает снижение доходов и трудовой перспективы. В 1965 г. уровень безработицы среди американцев со школьным образованием был на 2,9% выше, чем у тех, кто имел университетский диплом. Сегодня этот разрыв достиг 8,4%.
“Менее образованные люди не хотят слишком много отдыхать, — говорит Эрик Харст из Чикагского университета. – Они сами не выбирают безделье”. Кроме того, люди с низкими зарплатами чувствуют на себе “эффект дохода”.
Современные технологии, предлагающие огромный спектр высококачественных и недорогих развлечений, больше не требуют от малооплачиваемых работников огромного количества денег.
Вести.ru