Карьера

Застенчивость мешает карьерному росту

Застенчивость приносит убытки — денежные, карьерные профессиональные. Об этом Леонид Бугаев поначалу не догадывался. Но когда понял, что он теряет, постарался изменить свой характер. Сейчас он сам проводит тренинги для застенчивых людей, написал книгу «Мобильный нетворкинг», учит топ-менеджеров крупных компаний правилам деловых знакомств.

«НЕ КРАСНЕТЬ УШАМИ»
Двенадцать лет назад Бугаев пришел работать дизайнером в Студию Артемия Лебедева. «Я был социопатом, хотя слова этого тогда не знал, предпочитал быть одиночкой, шарахался от людей», — рассказывает он. Замкнутость сначала не слишком мешала ему в работе. Но года через три все коллеги, сидевшие рядом с Бугаевым, вдруг пошли вверх по карьерной лестнице с повышением зарплаты. Это его удивило: почему его обошли стороной, как невидимку? Бугаев профессионально вырос, научился делать работу в три раза быстрее и думал, что этого достаточно для повышения. Но ему дали понять: если ты хочешь сделать карьеру, должен научиться общаться, передавать свои навыки новичкам и управлять другими.

Когда Леонид проанализировал, что его отличает от более удачливых коллег, то обнаружил только одно — хроническую и, как ему казалось, непреодолимую застенчивость. Когда, например, ему приходилось защищать перед арт-директором свою работу, новый дизайн, он мямлил, «краснел ушами» и ничего толком сказать не мог. «А профессиональному дизайнеру без умения отстаивать свою работу не выжить — он должен уметь объяснить, почему он сделал так красиво», — говорит Бугаев.

УПРАЖНЕНИЕ НА СМЕЛОСТЬ

Борьбу с застенчивостью Бугаев начал с ежедневных тренировок общительности. Ставил себе цель знакомиться со всеми вокруг: соседями, консьержками, продавцами. Это упражнение он назвал «Поцеловать лягушку», ведь для стеснительного человека это было на грани подвига. «Когда я перезнакомился в своем квартале почти со всеми, я усложнил себе задачу: надо было подойти и наладить контакт с дорожными полицейскими, которые дежурят возле моего дома, — вспоминает он. — И это был самый сложный шаг. Пришлось начинать издалека — спрашивать, трудная ли у них работа». Сложнее всего налаживать контакт с человеком, который в вас совсем не заинтересован, а порой даже настроен негативно.

Когда удалось познакомиться с полицейскими и работниками ЖКХ, Бугаев начал ходить на бизнес-конференции. Упражнение заключалось в том, чтобы на каждой конференции задавать вопросы выступающим. И не один на один, а в присутствии всей аудитории.

Через полгода таких тренировок общаться с незнакомцами, находить темы для бесед стало гораздо проще. И ему самому уже предложили выступить на конференции, на разогреве перед выступлением известного американского эксперта по нетворкингу Кита Феррацци, автора книги «Никогда не ешьте в одиночку». Было страшно, но он это сделал. Бугаев давно уже ушел от Лебедева, работает в Москве и Стокгольме, будучи совладельцем Nordic Agency.

СОЦИАФОБОВ СТАЛО БОЛЬШЕ

35% россиян признаются, что застенчивость мешает им строить карьеру, как показал опрос Online Market Intelligence (OMI), проведенный по заказу «Ведомостей» в июне 2014 г. В нем приняли участие 2813 человек. 44% сказали, что им трудно заводить полезные знакомства и формировать круг общения по своему выбору. Более половины из них пытались бороться с этой чертой характера, и большинство смогли стать более уверенными в себе и коммуникабельными.

Многие ученые считают, что застенчивость обусловлена генами и нейронными связями в головном мозге: если родители человека были стеснительными, то и он будет испытывать дискомфорт в тех или иных ситуациях общения. Но число застенчивых людей растет и связано это с техническим прогрессом, считает психолог Бернардо Кардуччи, директор Института исследования застенчивости при Университете Индианы. Если в 1975 г. в США 35% взрослых и подростков имели эту черту характера, то сейчас уже 43%. Интернет, автоответчики, банкоматы и прочие технологии позволяют некоторым обходиться вообще без личных контактов, убеждены исследователи застенчивости. Хотя в этом случае речь идет скорее о социофобии — неврозе, для которого характерен страх публичности. Тогда как застенчивость — всего лишь «качество личности, проявляющееся в тревожности, нерешительности, чрезмерной осторожности в общении с окружающими», объясняет Энциклопедический словарь по психологии.

ЗНАКОМИТЬ ДРУГИХ

«У меня есть знакомый топ-менеджер и совладелец компании — производителя стройматериалов, очень застенчивый человек, — рассказывает Соня Соколова, директор по развитию профессиональной сети Viadeo. — Он каждое свое выступление на совете директоров сначала репетирует перед таджикскими дворниками возле своего дома, собрав их в круг». И это ему помогает быть более убедительным на совете.

«Я сама с детства была болезненно застенчива и просто не могла себя заставить попросить или предложить что-то с явной выгодой для себя. Это очень мешало мне еще со школьных лет: одноклассники меня в лучшем случае игнорировали. Чего уж говорить о работе! — продолжает Соколова. — Подойти к незнакомому человеку, даже по делу, было проблемой. И я чисто интуитивно придумала способ: вместо того чтобы навязывать свое общение, начала знакомить людей друг с другом. Внезапно оказалось, что это и им полезно, и мне психологически легче». В этом случае застенчивый человек, который не любит быть в центре внимания, оказывается на втором плане, но поддерживает социальные связи в рабочем состоянии.

Другой способ преодоления застенчивости у Соколовой выработался из общения со студентами. «Когда читаешь лекцию или ведешь мастер-класс, стесняться как-то странно», — говорит она. Сейчас Соколова — ректор в Школе новых медиа. Ты волей-неволей начинаешь общаться с позиции «мэтра» — конечно, при условии, что тебе действительно есть что сказать, замечает она.

ПОМОЩЬ СВЕРХУ

Мудрый руководитель может стать единомышленником в борьбе с застенчивостью. «В моем подчинении работала девушка-аналитик, очень талантливый и ценный сотрудник, — рассказывает Мария Мариничева, которая тогда была директором по управлению знаниями в оргкомитете “Сочи-2014”. — Единственным ее недостатком была застенчивость. Когда ей предложили обучить новичков работать с библиотечным сервисом, который она сама разрабатывала, она отчаянно сопротивлялась. В таких ситуациях стоит поддержать человека, убедить, что он профи и ему есть что сказать». Мотивация, связанная с интересом и профессионализмом, для таких людей бывает очень сильной, убеждена Мариничева. В результате застенчивый аналитик стал отличным наставником.

«Надо понимать, что сильно изменить свои наклонности и на 100% победить страхи вряд ли получится, они и сейчас со мной», — говорит Бугаев.

Ведомости

Banner_flex_mag

Most Popular

To Top