Джон Маккей, основатель сети супермаркетов Whole Foods Market. Джон в юности решил изучать религию и философию, но потом бросил это занятие и создал компанию стоимостью свыше $20 млрд. Теперь он продвигает в жизнь свою философию о том, что прибыль — не самая главная цель бизнеса
Джон Маккей говорит, что терпеть не может Жан-Поля Сартра. С его трудом «Бытие и ничто» он столкнулся, изучая в 1970-х гг. философию в Университете Техаса. «Это огромнейший том, и он зануден, зануден и еще раз зануден Одной прекрасной ночью я просто отшвырнул от себя книгу и поклялся, что в жизни не прочту больше ни одной книги, которую не хочу читать!» Еще он поклялся, что не будет никогда изучать то, чего изучать не хочет. Так что Маккей посетил еще 120 часов занятий на факультативной основе и, не получив диплома, закрыл за собой дверь университета.
Видя перед собой уверенного 59-летнего мужчину, одетого во флиску Patagonia, фиолетовую рубашку и кроссовки, легко поверить, что он, юношей, бросив университет, мог рискнуть и взяться за самостоятельное дело — открыть в городе Остине (штат Техас) магазинчик здорового питания. Идея продавать полезную для здоровья еду попала в цель — покупателей у магазина становилось все больше. В 1980 г. Джон Маккей с несколькими партнерами основал сеть Whole Foods Market. Сегодня это одна из крупнейших в мире компаний в сфере розничной торговли натуральными пищевыми продуктами — у нее 355 магазинов в США, Канаде и Великобритании, в которых трудятся 80 000 сотрудников. Чистая прибыль компании переваливает за $500 млн.
Маккей родился в 1953 г. в Хьюстоне, штат Техас. Изучал философию и религию в Университете Техаса и Университете Тринити. В 1978 г. вместе со своей девушкой открыл магазин здоровой пищи Safer Way. В 1980 г. открывается первый магазин Whole Foods. В 1981 г. бизнес чуть не становится банкротом из-за наводнения. В 1992 г. Whole Foods проводит IPO на NASDAQ, инвесторы оценили ее в $44 млн. В 2009 г. Маккей вместе с Реем Сисодиа становится сооснователем Института сознательного капитализма. В том же году Маккей объявляет, что уходит с поста председателя совета директоров Whole Foods, пояснив в своем блоге, что устал спорить с активистами-акционерами на каждом собрании и противостоять сотрудникам, желающим основать профсоюз. Неофициальной версией его ухода было недовольство клиентов — вплоть до призывов к бойкоту магазинов — его резкой критикой реформы здравоохранения. В 2013 г. Маккей выпустил книгу «Сознательный капитализм», где был одним из соавторов.
Whole Foods Market, Inc.
Маккей давно перестал принимать непосредственное участие в открытии магазинов. Он постепенно продал свои акции, получив за них отличные деньги. В 1992 г. компания провела IPO, и сейчас почти все акции Whole Foods Market находятся в свободном обращении. В 2006 г. Маккей, уже заработавший на продаже своих акций на безбедную старость, срезал себе — содиректору компании — вознаграждение до символического $1.
Маккей любит рассказывать о себе как об отце Whole Foods. Своих детей у него нет, и это единственное разочарование в жизни, признает Маккей. В 1993 г., когда Маккею исполнилось 40 лет, он вынудил своего отца, который был его главным наставником в бизнесе, покинуть совет директоров Whole Foods. «Он был очень уязвлен. Он чувствовал себя отвергнутым, — вспоминает Маккей. — Эта работа была чуть ли не единственным значимым вкладом моего отца в этот мир». Но желание считаться единственным «отцом» Whole Foods заставило Джона Маккея проявить жестокость и отодвинуть от бизнеса собственного отца, понимая при этом, какую боль он ему причиняет. В 2004 г. отец Маккея умер от болезни Альцгеймера.
Сеть продовольственных супермаркетов
Акционеры: почти 100% акций — в свободном обращении, крупнейшие инвесторы — T Rowe Price Associates (7,14%), Baillie Gifford and Company (5,95%), Jennison Associates (5,56%).
Капитализация — $21,3 млрд.
Финансовые показатели (9 месяцев финансового года, закончившихся 7 июля 2013 г.):
выручка — $9,94 млрд,
чистая прибыль — $430 млн.
Основана в 1980 г. Штаб-квартира — в Остине (Техас, США). Занимается распространением натуральных продуктов питания. Сеть насчитывает 355 магазинов в США, Канаде и Великобритании (данные на 7 июля 2013 г.).
Может ли детище Маккея так же отвергнуть своего создателя? «Да, такое может случиться, — признает он. — Но куда больше шансов, что не совет директоров меня “уйдет”, а я сам решу покинуть компанию. Она в отличной финансовой форме. А я не получаю никакой зарплаты. Да и кому захочется иметь дело с разъяренным основателем?.. Но не так уж маловероятно, что в течение ближайших 10 лет я почувствую, что настало время мне двигаться дальше».
Несостоявшийся философ Маккей давно занят продвижением своей теории «сознательного капитализма» — это теория о том, что компании должны думать о выгоде не только акционеров, но и поставщиков, персонала и даже местных жителей. Он основал институт, продвигающий эту проблему, выпустил книгу на эту тему, проводит конференции с участием других ритейлеров и всячески агитирует бизнесменов проникнуться этой идеей.
Скептикам трудно совместить образ агрессивного высокодоходного ритейлера с листингом на NASDAQ и оборотом в $12 млрд и идеалистическую философию о том, что прибыль — это не самая главная цель бизнеса. Но Маккей настаивает, что коли бизнес «сознательный», то растет он быстрее, работает эффективнее и обходит своих менее сознательных конкурентов благодаря повышенной лояльности сотрудников, поставщиков и клиентов. Противоречивость вообще свойственна ему, как и любому человеческому существу, подводит итог Маккей. И впрямь — он ухитряется создавать впечатление и идеалиста, и прагматика одновременно. В крупнейшем магазине Whole Foods в лондонском районе Кенсингтон Маккей рассуждает о том, что нужно «как-то делать свой вклад в то, чтобы человечество и эта планета могли и дальше развиваться в конструктивном ключе». И не меняя тона, переходит к жалобам обычного лавочника — мол, арендная плата высока, налоговики дерут три шкуры… Маккей — убежденный вегетарианец. При этом в его магазинах вовсю торгуют мясом. Он мнит себя борцом за права всех сотрудников — и противится попыткам создать профсоюз.
Он позиционирует себя как продавца элитарных натуральных продуктов — и недавно открыл аутлет в побитом всеми кризисами Детройте. Там цены держим пониже, отбивается Маккей, и этот магазин поможет выполнить миссию Whole Foods по оздоровлению Америки. Что же до погони за прибылью, то этот тонкий момент Маккей объяснил в книге «Сознательный капитализм», написанной в соавторстве с профессором Университета Бентли Реем Сисодиа, сопредседателем ими же учрежденного Института сознательного капитализма: капитал, который зарабатывают сознательные бизнесмены, — это то, что нужно нашему миру для инноваций и прогресса. «Нет прибыли — нет прогресса», — обрубает Маккей.
Он болезненно реагирует на предположение, что чем крупнее становится его компания, тем меньше внимания уделяется провозглашаемым им ценностям: «Неправда это. Все как раз наоборот. Люди, которые в такое верят, просто считают все крупные корпорации обителью дьяволаЕсли уж вы вообразили, что все гиганты бизнеса — жадные эгоистичные эксплуататоры, то вы не потерпите исключения из правил! Куда проще заявить, что, мол, Whole Foods уже не та, что прежде. Но на самом деле все иначе: мы более сознательны и оказываем на мир куда более позитивное влияние, чем 10 лет назад».
Чем крупнее становится Whole Foods, тем сложнее ею управлять. Вот почему в 2010 г. содиректором компании был назначен «удивительно талантливый», по словам Маккея, Уолтер Робб, работающий в Whole Foods с 1991 г. Но Маккей продолжает верить в децентрализованную структуру, состоящую из отдельных команд. В больших магазинах, например кенсингтонском, их может быть целая дюжина. Они принимают новых членов двумя третями голосов, устанавливают свои правила внутри команды и получают долю прибыли в случае роста производительности. Маккей признает, что чем шире сеть, тем больше шансов, что где-то что-то пойдет не так, но «это не заразно, это не перекинется на всю организацию; это не будет похоже на вирус, который достаточно подцепить в одном месте, чтобы захворала вся компания». Впрочем, стоит какому-нибудь скандалу разгореться слишком сильно, Маккей вмешивается в самоуправление не только провинившегося магазина, но — в превентивном порядке — и всех остальных.
Сейчас Маккей, по его словам, получает от жизни огромное удовольствие. История с Сартром доказала ему, что в определенной степени он может следовать велению сердца, а не долга. Маккея беспокоят нелестные отзывы, проскальзывающие о нем в СМИ, вдобавок он по-прежнему горит идеей сознательного капитализма. А это значит, что он все меньше занимается компанией и все больше — продвижением своей бизнес-философии.
Вспоминая судьбу отца, Маккей говорит: «Одна из самых досадных вещей в отставке то, что ты становишься все более бесполезным. Мир течет вокруг тебя, а ты не оказываешь на него никакого влияния». Его желание использовать успех Whole Foods, чтобы изменить мир капитализма, предельно ясно доказывает, что он пойдет на все, лишь бы не допустить такой судьбы.
Ведомости