Новости образования

Ученые заявляют о необходимости менять школьную программу

Не спешите клеить ярлык «непослушный ребенок». 8 из 10-ти первоклассников физиологически не в состоянии усвоить программу по стандарту Минобразования — заявляют сегодня новосибирские ученые. Это первые выводы обследования младших школьников областного центра.

У первоклассницы Лили сегодня необычный день. Она принимает участие в серьезном научном эксперименте. К ее голове подключили электроды, но сами тесты скорее похожи на детскую игру.

Елена Леусенко, мама первоклассницы: «Она знала, что это будет игра, но игра важная, ответственная – от этого зависит ее успех».

Ученый-нейрофизиолог Александр Савостьянов второй год исследует, как новосибирские первоклассники воспринимают мир. Именно на когнитивные функции мозга идет высокая нагрузка, когда ребенок впервые попадает в школу.

Этот тест оказался самым сложным для участников эксперимента. 8 из 10 первоклассников не смогли отличить низкий звук от высокого. А ведь именно через высоту голоса мы передаем наши эмоции – вспомните выражение «повысить тон». Ребенок, у которого нет звуковысотного слуха — не распознает интонации голоса незнакомого человека, не понимая, к примеру, доволен или нет им учитель. Более того…

Александр Савостьянов, старший научный сотрудник института физиологии и фундаментальной медицины СО РАМН: «Выяснилось, что скорость решения и точность решения задач напрямую зависят от того, насколько звуковысотный слух развит».

У таких детей при выполнении теста еще не включен особый участок мозга, который отвечает за так называемый речевой контроль поведения. В результате ребенок не может следовать сложным инструкциям из нескольких пунктов. С интеллектом это никак не связано и это не патология, уверяют ученые — а возрастная норма. Нужная область мозга включается у всех, но позднее – к восьми годам. Но этого современная учебная программа не учитывает.

Александр Савостьянов, старший научный сотрудник института физиологии и фундаментальной медицины СО РАМН: «Когда ребенок сталкивается в школе с задачей, которую не может решить, его заставляют, родители добиваются, а ребенок не может решить в силу чисто физиологических особенностей – возникает стрессовая ситуация, которая ведет к невротизации».

Школьные стандарты необходимо менять — заявляет ученый. Нужны новые методики, разработанные психологами. Не случайно в эксперименте сейчас участвуют две группы — ученики обычного класса и специальной школы развития. Выводы первого этапа исследований подтвердят через год. Возможно, тогда у новосибирских нейрофизиологов появятся новые аргументы для учителей.

Banner_flex_mag

Most Popular

To Top