Бизнес. Стартап
Бизнес на мультфильмах для бизнеса
Сценарист Юлия Елупова создала студию дизайна «Инфографика», которая производит «продающие» ролики для бизнеса и SMM. За год с небольшим предпринимательнице удалось вывести бизнес на обороты в 1 млн руб. Маркетологи и бизнесмены считают, что инфографику не стоит переоценивать, хотя она является эффективным инструментом продвижения.
«Пока идет этот текст, пусть с неба падают написанные разным шрифтом и цветом названия событий», — пересказывает одну из переписок с клиентом создательница студии дизайна «Инфографика» Юлия Елупова. Ей тогда пришлось ответить заказчику, что дизайнер выколет себе булавками глаза, если придется так делать.
Такие просьбы для «Инфографики» не редкость, студия работает всего лишь год с небольшим и старательно нарабатывает клиентскую базу. Однако Елупова не готова делать некачественный продукт, только бы угодить клиенту. «Поначалу мы прогибались и говорили: да, если ты не хочешь синие штаны, мы сделаем красные, — вспоминает основательница. — Сейчас нам присылают правки, а мы пишем на них ответ, объясняем заказчику ситуацию с точки зрения дизайнера».
Основательница «Инфографики» все же добилась своего, качество работ ее студии оценили крупные и взыскательные клиенты. Сегодня студия выполняет более десятка заказов в месяц, а в числе клиентов — социальная сеть «Одноклассники», Mail.ru, Nintendo, фонд WWF.
Идея создать студию дизайна пришла в голову Юлии Елуповой полтора года назад. Тогда она работала на телевидении, снимала документальное кино для разных каналов и непосредственного отношения к инфографике не имела. Однако в одном из ее проектов — программе «Инфомания» — формат инфографики был обязательным для каждого сюжета. «Мне нравилась эта идея визуализировать информацию для документалки, и я поняла, что это работает», — вспоминает предпринимательница.
Через некоторое время Елупову пригласили снимать фильм о молодых бизнесменах на ТНТ. «Это был фильм-эксперимент, среди участников — пять молодых предпринимателей и два бизнес-тренера», — рассказывает Юлия. Процесс настолько увлек ее, что через некоторое время она фактически стала шестым участником проекта — вникала в детали ведения бизнеса, внимательно слушала советы, которые давали бизнес-тренеры, задавала интересующие ее вопросы.
«Я спросила у них, могу ли я заработать на том, что считаю свой подработкой», — вспоминает Елупова. Параллельно с основной работой она писала сценарии и выполняла разовые заказы на видеосъемку с группой дизайнеров и телевизионщиков. От бизнес-консультанта Елупова услышала положительный ответ и решила действовать — создавать «бутик» инфографики.
Свою студию сначала решила назвать «Сгущенка», но друзья отговорили. «Да назовись ты «Инфографика» — просто и сразу понятно, чем твоя контора занимается», — вспоминает Юлия Елупова слова одного из приятелей.
Офис у студии появился только через три месяца после официального старта, и работа ее мало чем отличалась от тех подработок, которыми Юлия занималась до этого, да и никакого стартового капитала у начинающей предпринимательницы не было.
«Когда я начинала, деньги у меня были последние, поскольку с телевидения я на тот момент уже ушла. Нашла первый заказ, мне сделали предоплату, я заплатила дизайнеру. В итоге мы сделали ролик и на эти деньги запустились — купили компьютеры в офис», — вспоминает Елупова, как собирала средства для старта проекта. Тогда она и зарегистрировала компанию официально.
«Мне было очень страшно это все делать. В России же какие представления о бизнесе? Если ты что-то делаешь, то к тебе придут с автоматами, все заберут, тебя расстреляют. В 21 год очень страшно, когда к тебе приходят с автоматами, думала я. Но ко мне никто не пришел!» — смеется Юлия Елупова.
Поначалу в команду студии «Инфографика» вошли знакомые дизайнеры Елуповой, которые были заинтересованы в подработке, около четырех человек. Поскольку сама бизнесвумен на тот момент не столь хорошо разбиралась в тонкостях, работу по части креатива контролировал опытный дизайнер, а сама она занялась организационной частью процесса.
«В итоге мы стали делать эфирную и программную инфографику для интернет-канала KontrTV. Одновременно с этим работали с отдельными заказчиками, практически сразу нам удалось выйти на крупных клиентов — «Одноклассники», Mail.ru, Nintendo», — рассказывает Елупова.
Она признается, что найти первых клиентов помогли связи в журналистском сообществе. Больших затрат на продвижение студии не потребовалось, хорошо работало сарафанное радио. «Я звонила и спрашивала, кому что нужно. Когда ты кому-то крутому делаешь круто, он тут же это транслирует дальше», — считает предпринимательница.
Так, для социальной сети «Одноклассники» студия Елуповой сделала десять статичных картинок, переговоры шли через пресс-секретаря Марию Лапук. Когда Лапук сменила работу, ушла в Фонд развития интернет-инициатив, она предложила студии продолжить сотрудничество теперь уже с новым работодателем.
«Мы работаем с «Инфографикой» больше года, а знакомы с руководителем студии уже давно. «Инфографика» очень профессиональна и всегда подходит к задачам с креативом. Конкурентные преимущества — скорость и творческий подход к делу», — делится впечатлениями от сотрудничества Мария Лапук.
Кроме того, студия стала делать инфографику и для бизнеса. Владелец интернет-магазина строительных материалов «Максиома-Строй» Сергей Сиренко очень доволен роликом, который для него создали дизайнеры «Инфографики». «Познакомился со студией на Неделе маркетинга, где Юлия выступала с докладом. Ничего ранее не слышал об инфографике. Я встретился с Юлией, она обозначила цены. Мне показалось, что работают они качественно, графика хорошая, остроумная», — вспоминает он о начале сотрудничества со студией.
По словам Сергея Сиренко, над сюжетом он и Юлия работали вместе. «Ребята сделали так четко по срокам, мне очень понравилось качество, впредь буду обращаться, — радуется Сиренко. — Мне показалось, что доносить до своих покупателей информацию в таком виде гораздо интереснее. Не могу сказать, выросли ли продажи, потому что мы используем комплекс маркетинговых инструментов. Думаю, в любом случае на 10% покупателей как минимум это повлияло».
Сегодня у «Инфографики» уже есть штат дизайнеров, а Юлия Елупова видит свою задачу в том, чтобы грамотно организовать работу, хотя финальное слово все равно остается за ней.
«Я уже стараюсь решать не все операционные задачи, а в бизнесе самая большая сложность для меня была — справиться с огромным количеством операционки, ее нужно делать изо дня в день, и она засасывала. Руководителю лучше думать о том, что сделать такого, что принесет деньги или крутого заказчика», — рассуждает Елупова.
«Инфографика» делает в основном ролики для Интернета — SMM и продвижения на сайтах, объемы заказов по статичной инфографике у студии гораздо меньше. Расценки, по словам Елуповой, зависят от сложности стилистики, но цены за минуту начинаются от 100 тыс. руб. Статичная инфографика стоит от 30 тыс. руб. «Цена исчисляется в работо-часах дизайнера. Клиент присылает нам информацию, заполняет специальный бриф. Мы оцениваем объем и составляем предварительное техническое задание. Сложно сказать цену с ходу», — раскрывает тонкости работы творческой студии Юлия Елупова.
В среднем ежемесячно студия работает над 12—15 проектами, срок исполнения заказа — три-четыре недели, а средний чек — 150—200 тыс. Юлия Елупова финансовых показателей не раскрывает, но, по подсчетам РБК daily, ежемесячный оборот бизнеса составляет 1 млн руб.
По словам руководителя студии «Инфографика», сейчас идет взрыв этого рынка, и аналогичные студии появляются, как грибы после дождя, однако в большинстве своем они производят некачественный продукт. На сегодняшний день в «Яндекс.Директ» показывается 23 объявления по запросу «инфографика», когда студия Юлии Елуповой начинала, было только три.
Кроме того, есть еще рынок дизайнеров, которые работают на себя. «Дизайнеры делают так здорово и так авторски, что к ним стоит очередь, хотя ценник начинается от 500 тыс.», — говорит Елупова.
«В итоге, я думаю, останется три-четыре компании, которые будут контролировать 50% рынка», — прогнозирует Елупова. Когда ее проект выходил на рынок, там уже были крупные игроки, в частности Студия трейлеров и «Меркатор».
Руководитель Студии трейлеров Александр Сафронов комментировать деятельность «Инфографики» отказался. Руководитель студии «Меркатор» Андрей Скворцов не считает студию Елуповой сильным игроком на рынке. «Отсутствие по-настоящему ярких работ, зато много неплохих, среднего уровня, видеообъяснялок, — оценивает работы «Инфографики» Скворцов. — Очень обаятельная и привлекательная руководительница, это безотносительно всего, но это факт!» — добавляет он.
Сама Елупова считает, что у каждого производителя роликов всегда будет свой клиент. «Есть, например, две парикмахерские, они обе престижные и крутые, но один человек предпочитает стричься в этом месте, кто-то — в другом. Уникальность на самом деле в том, чтобы делать работу очень классно и качественно», — рассуждает она. Елупова мечтает создавать штучный продукт, поэтому не стремится к масштабированию бизнеса, но старается не пропускать тематические мероприятия и по возможности выступать там перед профессиональным сообществом.
По словам предпринимательницы, инфографика все же не тот продукт, которым она хотела бы заниматься до конца своей жизни. «Если моя компания будет и дальше существовать, она будет делать рекламу, но я хочу сделать своеобразный рекламный «бутик», когда человек приходит и ему дают такой продукт, который он нигде не сможет больше найти. В последнее время у бизнеса появляются новые запросы, и меня тянет на новые подходы к рекламе», — мечтает Юлия Елупова.
Если бы основательница «Инфографики» начинала все сначала, то попыталась бы сразу найти больше талантливых дизайнеров. Этим летом она несколько недель не приезжала в офис, а когда наконец приехала, поняла, что процессы уже отлажены и все работает.
«Ты работаешь год, и вроде бы все получается, бизнес твой начинает работать, а ничего зажигающего нет, у меня даже появились мысли что-то новое начать. Важно выделить то, что тебя зажигает. И я поняла, чего мне не хватало: я не думала о том, чтобы моя деятельность принесла кому-то пользу», — рассказывает Юлия.
Владелица «Инфографики» мечтает найти себе ментора, к которому можно было бы обращаться за консультациями. «Нужно масштабировать бизнес, сейчас число заказов превышает возможности. Мне ничего другого не остается, как набивать себе шишки», — делится наболевшим Елупова.
Алексей Андреев, брендинговое агентство Depot WPF, генеральный директор
Одной из сверхзадач маркетолога является донесение необходимой коммуникации до целевой аудитории. На первый план здесь выходит вопрос: каким образом структурировать массив информации так, чтобы сделать его удобоваримым? Кроме базовых вопросов «что?», «кому?» и «зачем?» становится важным ответить и на вопрос «как?». Сейчас недостаточно создать актуальный контент. У аудитории нет ни времени, ни желания что-либо слушать и воспринимать. И это вселенская проблема! Уже существует достаточно много инструментов, позволяющих организовывать и управлять потоками информации. Инфографика — всего лишь один из них. Здесь важно подчеркнуть, что сама по себе данная дисциплина не является итоговым продуктом. Это всего лишь средство, но при этом весьма эффективное. Инфографика позволяет просто и доходчиво показать сложный алгоритм, организовать большие объемы информации в компактные мобильные схемы и, наконец, говорить с обывателем комфортным языком картинок и мультиков.
Елизавета Задорина, FirstBIKE Russia, генеральный директор
У FirstBIKE пока нет кейсов с использованием инфографики, но, глядя на то, как этот вид маркетинговой коммуникации набирает обороты, мы понимаем, что вполне могли бы найти ему применение в нашем бизнесе. Конечно, этот инструмент вряд ли подходит для того, чтобы спровоцировать бум продаж. Однако красочная, интересная и простая для понимания информация способна зацепить покупателя, пробудить интерес к продукту, также такая информация хорошо «продается» в социальных сетях. Учитывая, что мы имеем дело с детскими товарами, инфографика может быть особенно полезна, ведь у родителей не так много времени на чтение текстов. К тому же можно найти бесчисленное множество тем для полезной инфографики. И если скучный текст читатель может пропустить, то яркие диаграммы и рисунки наверняка привлекут внимание.
Дмитрий Макаров, компания Continental, специалист по PR
У людей все меньше времени и желания читать длинные тексты. Куда проще воспользоваться инфографикой, которая позволяет донести необходимую информацию до аудитории быстро и наглядно. С интересом аудитории соответственно растут и продажи. Мы активно используем этот инструмент во всех коммуникациях — и в рекламе, и в работе со СМИ, и, естественно, в социальных сетях. Например, последняя наша инфографика наглядно демонстрирует, почему не стоит использовать летние шины в зимнее время года.