Бизнес. Стартап

Чем создатели Coursmos подкупили аудиторию

Posted on

Основатели самарской компании «Развитие» Роман Косточка и Павел Дмитриев придумали, как мотивировать молодую аудиторию к самообразованию в интернете: не надо грузить поколение «отвлекающихся» академическими по формату занятиями, достаточно предложить двух-трехминутные ролики, которые можно посмотреть прямо на телефоне. Менее чем за год их проект Coursmos привлек у инвесторов более $700 тыс. и собрал более 420 тыс. подписчиков.

НАУЧИТЬСЯ ПО-БЫСТРОМУ

К идее создания микрообразовательных курсов Косточка и Дмитриева подтолкнул их предыдущий интернет-проект – Razmir.ru. На этом сайте они агрегировали информацию о личном развитии человека в самом широком смысле и продвигали соответствующие мероприятия: например, здесь можно прочитать статью о духовных практиках или развитии лидерских качеств, записаться на тренинг по скорочтению или основам делового этикета. По совету партнера венчурного фонда TMT Investments Игоря Шойфота Косточка и Дмитриев подали заявку в стартап-инкубатор HappyFarm. В мае 2013 года Razmir прошел отбор и получил около $70 тыс. от инкубатора.

Интернет-ресурс, по словам Косточка, приносил предпринимателям около $60 тыс. в месяц за счет рекламы и партнерских программ, но предприниматели видели, что масштабировать такой бизнес сложно: рост числа пользователей был невозможен без расширения штата редакции, call-центра и отдела продаж. Пообщавшись с российскими венчурными фондами, партнеры получили два совета: во-первых, создать автоматизированный сервис, который будет масштабироваться без значительного увеличения затрат на персонал и текущих расходов, во-вторых, проект должен быть сразу ориентирован на мировой рынок. Тогда у предпринимателей родилась идея создания онлайн-сервиса образовательных микрокурсов.

В 2013-м ученые Пенсильванcкого университета опубликовали результаты изучения поведения около 1 млн пользователей Coursera (онлайн-курсы, основанные профессорами информатики Стэнфордского университета, около 10 млн слушателей проходят тесты и сдают экзамены непосредственно на сайте): лишь 4% из них оканчивали начатый курс. Вовлеченность учеников сильно падала уже после одной-двух недель учебы, а половина из них не смогли просмотреть до конца даже первую лекцию курса. Главные причины этого – не слишком высокая мотивация учеников из-за отсутствия стипендии, а также тот факт, что документ об окончании курсов (многие площадки онлайн-обучения не выдают их вообще) не котируются у работодателей. По данным Национального центра биотехнологической информации США, с 2000 по 2013 год среднее время удержания внимания человеком снизилось с 12 до 8 секунд. «Не нужно воспринимать подобный тренд как катастрофу, это реалии нашего времени», – считает Косточка.

По замыслу создателей Coursmos, микрокурсы должны были более эффективно доносить знания до поколения «отвлекающихся». На тот момент в Razmir было вложено около $500 тыс. средств инвесторов, но Косточка и Дмитриев решили рискнуть. Они убедили инвесторов в том, что помощь пользователям в получении базовых знаний по тому или иному вопросу в «быстром» формате – это будущее рынка онлайн-обучения.

Тогда к ним и присоединился Виктор Белов, гендиректор и совладелец самарской компании «Комплексные энергетические решения» и один из частных инвесторов Razmir, он вложил в старт нового сервиса $80 тыс.

БЕЗ СТАТИСТИКИ И ФИЛОСОФИИ

Мобильное приложение Coursmos появилось 1 сентября 2013-го, вначале оно работало только на операционной системе от Apple – iOs, но с конца октября стало доступно и на Android. В преддверии релиза предприниматели запустили «посадочную» страницу с описанием идеи проекта и получили около 1,5 тыс. заявок от потенциальных пользователей, в том числе от представителя Coursera.

Почти одновременно с запуском офис Coursmos обосновался в Сан-Франциско: здесь партнеры обзавелись знакомствами в стартап-коммьюнити США, а также стали общаться с потенциальными «звездами» для своих онлайн-курсов.

Параллельно Косточка и Дмитриев продолжали работать над самим продуктом. Изучив статистику YouTube, они увидели, что наибольшей популярностью на видеоплатформе пользуются рекламные ролики и музыкальные клипы продолжительностью 1–3 минуты. Так на Coursmos появился первый курс, посвященный тому, как собрать кубик Рубика (по этому запросу YouTube выдает почти 242 тыс. результатов). Общая длительность курса составила почти 19 минут, и он был разделен на семь небольших видеоуроков. «Мы верим, что «модель YouTube» более эффективна для нашего бизнеса, – говорит Роман Косточка. – На YouTube уже около 5 млн пользователей создали большое количество обучающего контента в формате микрокурсов – самом современном и эффективном формате передачи знаний».

«Микрокурсы сегодня действительно популярны и полезны для получения каких-то конкретных знаний, а чаще умений, которые можно применять здесь и сейчас: освоить ПДД или научиться правильно вязать морские узлы, – рассуждает научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Олег Подольский. – Выстраивать комплексные образовательные программы при помощи микрокурсов вряд ли возможно: сомнительно, что кто-то сможет освоить математическую статистику или историю философии. Даже если вы разделите курс на 200 равных частей по 3 минуты».

Главе центра Digital October Дмитрию Репину понравился проект: «Все сделано круто, но интересных видео сходу я не увидел, тем более тех, за которые платить захотелось бы. Можно ли на этом заработать – понятия не имею, это как раз гипотеза, которую ребята должны проверить».

Из YouTube создатели Coursmos взяли и подход к отбору авторов курсов: они решили не модерировать образовательный контент, разрешив публикацию микрокурсов любому желающему. «Таким образом, мы не идем в сегмент, где работают популярные сервисы, которые предлагают серьезный и сложный контент от преподавателей университетов и приглашенных экспертов», – объясняет Косточка. Фильтрацию и рейтингование микрокурсов – на основе оценок и числа просмотров – будут осуществлять сами пользователи: лучшие будут вверху выборки.

В конце 2013-го Coursmos проинвестировали бизнес-ангелы, запомнившие Косточка и Дмитриева еще со времен HappyFarm. Бизнес-ангел Евгений Медведников и фонд Imperious Group к настоящему моменту вложили в проект около $680 тыс. «Мне понравилась инновационность идеи, команда, работающая над ее претворением в жизнь, – говорит Медведников. – Понятно, что получить с помощью микрокурсов полноценное образование не получится, но такая задача и не стоит. Микрокурсы – это дополнение к классическому образованию, способ расширить и освежить свои знания по конкретному предмету».

В марте 2014-го у Coursmos появился собственный сайт, и сейчас около 95% всех посетителей приходят именно на него, а не скачивают мобильное приложение.

К середине ноября на Coursmos было собрано более 10 тыс. курсов, содержащих свыше 40 тыс. уроков. Общее число пользователей превысило 420 тыс., они уже просмотрели более 1 млн уроков.

Уже сейчас около 20% слушателей Coursmos оканчивают микрокурсы, на которые записались. «Короткие форматы, которые позволяют учиться на бегу, – за кофе, в метро или в очереди, очень востребованы, – утверждает сооснователь интернет-журнала о новых технологиях Edutainme Владимир Синельников. – Другой вопрос, как увязывать эти микрокурсы между собой и другими образовательными программами и сервисами». По словам эксперта, чтобы получить лояльного пользователя, данный сервис должен быть устроен как рекомендательная система, которая предлагает переход от курса к курсу и, таким образом, удерживает интерес и внимание ученика.

В декабре, по словам Косточка, будет опубликовано обновленное мобильное приложение Coursmos, в котором будет реализован новый алгоритм, анализирующий активность слушателя. В результате приложение будет подгружать в список пользователя потенциально интересные курсы именно для него. Мобильное приложение с таким интерфейсом и техническими решениями, надеются основатели сервиса, сможет увеличить долю «выпускников» с 20 до 50%.

РЕКЛАМА И ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Получив аудиторию, создатели Coursmos в ноябре 2014-го предприняли первую попытку монетизации сервиса. Базовая модель монетизации основана на удержании комиссии с платных курсов, создаваемых пользователем. Сейчас авторы курсов сами назначают цену – обычно в диапазоне $1–5 за блок из семи уроков, а Сoursmos удерживает с них комиссию в размере около 30% от стоимости курса.

«На тестовых продажах платных курсов конверсия (отношение числа посетителей на сайте, выбравших платные ролики, к общему числу посетителей) составила 1%, что является хорошим среднерыночным показателем, – отмечает Косточка. – Но при низкой стоимости курса и высокой стоимости трафика хорошо зарабатывать на этом направлении будет сложно, на достижение необходимого размера трафика потребуется один-два года».

Для масштабирования бизнеса основатели Coursmos сейчас ведут переговоры о привлечении еще $500 тыс. инвестиций, исходя из оценки компании в $5 млн.

Также в ноябре стартовал «пилот» по платной подписке на весь контент сайта. Первые 500 платных подписчиков получают неограниченный доступ ко всем курсам всего за $1 в месяц, потом плата возрастет до $10. Косточка отказался назвать промежуточные результаты акции, но сайт подсказывает, что по состоянию на 20 ноября лимит в 500 первых подписчиков преодолен не был: система позволяла оставить заявку.

В перспективе основатели Coursmos планируют зарабатывать на рекламе в лекциях. «Например, повар известного итальянского ресторана рассказывает в своем курсе о том, как готовить лазанью, – говорит Косточка. – Замечательно, если он упомянет бренд сливок, добавляемых в тесто, для того чтобы блюдо получилось, «как у него». Точно так же будет очень органично, если автор курса о предпринимательстве посоветует книгу о менеджменте. Мы уверены, что можем сделать такую рекламу ненавязчивой, а главное, полезной нашим студентам».

Также Coursmos тестирует модель в b2b-сегменте, которая сулит более значительные чеки. Например, организаторы конференций могут купить пакет услуг по продвижению мероприятия. Команда Coursmos перед конференцией снимает микрокурсы спикеров мероприятия, а также записывает обучающие материалы с гостями и экспертами на самой конференции. Все отснятые материалы загружаются на Coursmos в виде коллекции микрокурсов под брендом конференции. Использование сервиса как маркетинговой площадки для организаторов мероприятий может обойтись в $1–5 тыс. в зависимости от масштабов конференций.

Еще одним направлением бизнеса Coursmos может стать корпоративное обучение. По словам Косточка, создатели Coursmos уже получили предложения от Walmart и AT&T об адаптации своей платформы под свои нужды: для передачи знаний внутри компании от сотрудника к сотруднику. По оценкам Косточка, за такие услуги компании готовы платить до $500 в месяц, не считая расходов на видеотрафик и дополнительные сервисы. Получить подтверждения у Walmart и AT&T не удалось.

«Отшлифовать» бизнес-модель проект планирует к середине 2015 года, к этому времени стартап, как планируют основатели, выйдет на выручку $30–40 тыс. в месяц – почти столько же сейчас составляют его текущие расходы.

РБК

Most Popular

Copyright © 2018. eford.profnavigator.ru - финансовое развитие молодых и взрослых.