Прошедшие десятилетия видели уже не одну экономику финансовых пирамид. Все они были отмечены чередой банкротств: крах сбережений и займов и крах рынка акций в конце 1980-х годов, экономический кризис в Мексике в 1994 году, азиатский финансовый кризис 1997—1998 годов, банкротство «доткомов» в 2000-х и «большой взрыв» финансового кризиса 2008 года. После 1980-х мы создавали экономики, которые «раскулачивали» результаты инноваций и тяжелого труда прошлых поколений. Государства стали заставлять мировые финансовые системы переходить от развития бизнеса на основе технического прогресса и роста эффективности к работе по принципу «делать деньги из денег». Последними деньгами, которые будут сделаны из денег, станут ресурсы, полученные от приватизации пенсий.
В теории накопительной пенсионной системы все просто и красиво. Она является основным инструментом правительств, позволяющих освободиться от бремени, которое часто является их главными расходами — выплатам старикам. Более того, такие пенсии могут стать ценным источником частного инвестиционного капитала, стимулируя новый экономический рост. Это, в свою очередь, генерировало бы как большие налоговые поступления для правительств, так и более высокий доход для пенсионеров.
Однако реально существующие пенсионные системы устроены по-другому. Во-первых, большая часть денег не превращается в сбережения, инвестируемые в инновации, а вместо этого вкладывается в рискованные финансовые инструменты. Такие «инвестиции» приносят огромные прибыли до тех пор, пока в них вкладываются деньги, а затем взрываются прямо в лицо несчастной жертвы — пенсионера — в тот непредсказуемый момент, когда поступление денег прекращается. Выйдете на пенсию во время, когда рынки переживают спад, и закончите свою жизнь на улице.
Защитники этой системы заявляют, что деньги можно инвестировать без риска и получать стабильный доход по процентам. Однако деньги обесцениваются, россияне хорошо знают это из собственного опыта. Один рубль, вложенный под 6% годовых в год рождения Христа, принес бы прибыль, равную стоимости золотого слитка величиной больше Земли. Однако, как мы знаем, на самом деле гарантированный доход на протяжении длительного периода невозможен. Все рынки рано или поздно переживают крах.
Реальной целью пенсионных «реформ» является снятие бремени с «правительства», под коим подразумеваются получающие высокие прибыли налогоплательщики, которые хотят снизить объем заемных средств, используемых тем самым обществом, благодаря которому они и получили свое богатство. В России это открыто принимает форму приватизации государственных ресурсов и вывода денежных средств в Лондон, Ригу, на Кипр и другие офшоры для уклонения от уплаты налогов. Нам не следует критиковать предпринимательство и вознаграждения за реальную работу, которая производит реальное богатство, или тех, кто возвращает значительную часть этого богатства в форме налогов и инвестиций для сохранения инфраструктуры, обеспечивающей их благосостояние. Однако стоит более критично относится к «ворам», которые мошенническим путем получают богатство вместо того, чтобы создавать его, и тем, кто старается избежать оплаты за пользование инфраструктурой, которая сделала их богатство возможным.
Инициаторы использования частных пенсионных схем будут указывать на некоторый «успешный» опыт. Их любимый пример — Чили — маленькая страна, экономика которой стабильно растет главным образом за счет контролируемого государством экспорта меди, частного экспорта сельскохозяйственной продукции и древесины. Страна характеризуется растущим расслоением общества и недоступностью предметов первой необходимости для простых людей. Например, расходы на образование переложены здесь на плечи самих студентов, и его стоимость соперничает с ценами на недвижимость. Более того, пенсионная система Чили предоставляет огромному числу людей лишь минимальное пособие или же не предоставляет его вовсе.
Накопительная пенсионная система? Я бы не рекомендовал применять ее в России. С социально-консервативной точки зрения пенсии действуют, как клей, скрепляющий общество воедино. Работающие сегодня знают, что о них позаботятся, когда они будут старыми: следующие поколения заплатят авансом за свою долю больниц, дорог, школ и прочей инфраструктуры, наследуемой ими. Наиболее эффективной и стабильной пенсионной системой является та, которая осуществляет пенсионные выплаты из текущих национальных доходов, а не из сбережений, которые каждый день обесцениваются. Для обеспечения этих доходов мы должны инвестировать в гуманитарную и физическую инфраструктуру.
Существует несколько способов оплаты такой инфраструктуры. Один состоит в том, чтобы прекратить налоговый демпинг. Это потребует усилий на национальном уровне, а также международного сотрудничества для того, чтобы предотвратить бегство денег в офшоры для уклонения от налогов. Другой способ для России — это вкладывать больше средств своих суверенных фондов в инфраструктуру. Сегодняшние дороги и наука будут большей поддержкой для будущих российских пенсионеров, чем «золото дураков» частных инвестиционных фондов.
Джеффри Соммерс, доцент факультета глобальных исследований Университета Висконсин-Милуоки, эксперт инициативы «Постглобализация»
РБК daily