Новости образования
Финансовая грамотность – навык, необходимый молодежи
20 августа 2014 года Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации представили результаты первого исследования уровня финансовой грамотности 15-летних школьников, в котором приняли участие 18 ведущих стран и экономик мира, представляющих 40 % мирового ВВП. Исследование проводилось в рамках Международной программы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Исследование в России проводилось в рамках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», который Минфин России проводит с 2011 года совместно со Всемирным банком.
Россия заняла 10 место среди 18 стран, расположившись между США и Францией, с результатом близким к Словении, Испании, Хорватии и Израилю, оставив позади Италию. «Более 80 процентов российских учащихся продемонстрировали готовность использовать базовые финансовые знания и умения. Для России, у которой пока недолгий опыт рыночной экономики и развития финансовых рынков, это неплохой результат, — отметил заместитель министра финансов Сергей Сторчак. – Но для успешной и эффективной жизни в 21 веке этого уже недостаточно. Молодые люди сегодня вступают в жизнь во все более сложном финансовом мире и должны быть готовы к принятию индивидуальных финансовых решений. Особое внимание необходимо уделить тем школьникам (около 17%), которые не достигли даже базового уровня финансовой грамотности, в первую очередь это касается детей из семей с низкими доходами, живущих в сельской местности и малых городах».
Наиболее высокий уровень финансовой грамотности продемонстрировали школьники Шанхая, на самые сложные вопросы там ответило более 40% учащихся. Среди лидеров также Австралия, Бельгия, Новая Зеландия и другие страны, известные своими долгосрочными программами финансовой грамотности.
В целом, Россия показала результаты по финансовой грамотности лучше, чем ожидалось, исходя из результатов тестов по математической и читательской грамотности. Положительным является и тот факт, что большинство принимавших участие в международном тестировании школьников заинтересовано в получении большей финансовой информации и демонстрируют высокую мотивацию к повышению свой финансовой грамотности. Большинство школьников и учителей высказались за включение элементов финансовой грамотности в программу школьного образования.
Как показало тестирование, наибольшую трудность российские школьники испытывали при выполнении заданий на выявление и анализ финансовой информации, аргументацию своей позиции. Из тематических областей российским учащимся менее знакомы вопросы кредитования, операций с банковскими вкладами, обеспечения безопасности при покупке товаров в интернете, инвестирования и налогообложения.
Результаты исследования PISA будут использованы при разработке Национальной стратегии финансовой грамотности, которую Министерство финансов готовит совместно с другими заинтересованными ведомствами и организациями. Следующие шаги в рамках Проекта будут сфокусированы на разработке и апробации образовательных программ для среднего общего и профессионального, а также высшего образования с учетом результатов исследования и подготовку педагогических кадров.
Исследование в России было проведено Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования. В нем приняли участие 1187 учащихся 15-летнего возраста из 227 образовательных учреждений 42 субъектов Российской Федерации, результаты были верифицированы ОЭСР.
Для получения дополнительной информации обращайтесь к
Ковалевой Галине Сергеевне – руководителю исследовательского коллектива в России, реализующего программу PISA —mailto:gcenteroko@Cmail.rumailto:galina_kovaleva_rao@mail.ru
Зеленцовой Анне Владимировне – координатору Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» —annaz@fer.ru
Более подробная информация о международных результатах на сайте ОЭСР — http://www.oecd.org/PISA/