Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) уже сейчас готовятся к буму выплат по обязательным накопительным пенсиям, который придется на 2022 год. Операционный директор НПФ электроэнергетики Николай Эрмансон занимается модернизацией IT-технологий, используемых в работе фонда. «Сейчас многие небольшие филиалы ориентированы в основном на привлечение клиентов, через десять лет им нужно будет еще справляться и с текущими клиентами-пенсионерами», — объясняет он необходимость преобразований.
Со следующего года у всех «молчунов» размер отчислений на личную накопительную пенсию сократится с 6 до 2%. Те граждане, которые хотят сохранить существующий объем отчислений, должны перейти в негосударственную пенсионную систему. Желающих это сделать оказалось немало, в результате объем взносов в НПФ резко вырос. По данным ФСФР, за первое полугодие 2013 года рост превысил 30%, совокупная сумма пенсионных накоплений в фондах увеличилась до 887,6 млрд руб.
Увеличение клиентов у НПФ приведет к тому, что менее чем через десять лет резко вырастут выплаты, так как в 2022 году на пенсию выйдут женщины 1967 года рождения. Это потребует от фондов построения нужной инфраструктуры, открытия новых отделений, развития IT-систем, увеличения штата.
Руководители НПФ электроэнергетики поняли, что если не развивать инфраструктуру, то фонд может не выдержать нагрузки. Сейчас он обслуживает около 1,5 млн клиентов, и примитивными способами рассчитать пенсии уже будет невозможно, говорят в фонде.
Операционный директор фонда Николай Эрмансон рассказывает, что в первую очередь он занят развитием и модернизацией IT-технологий: внедряет информационные системы и развивает центры обработки данных (в Москве и Туле). Также совершенствуются технологии для коммуникаций внутри фонда: внедрена система IP-телефонии, связывающая все филиалы, начинается опытная эксплуатация электронного документооборота, проводится тестирование системы видеоконфереций. Кроме того, расширяется система хранения данных, необходимая для обработки все возрастающего объема клиентской информации, перечисляет г-н Эрмансон.
Возможно, к 2022 году придется изменить процесс обработки запросов и обращений клиентов: сейчас многие небольшие филиалы ориентированы в основном на привлечение новых клиентов, через десять лет им нужно будет существенно расширить работу с текущими клиентами, в том числе выходящими на пенсию, рассуждает г-н Эрмансон. «Мы уже сейчас планируем, как это будет происходить. К 2022 году действительно нужно будет модернизировать работу всей филиальной сети, чтобы быстро и качественно обслужить этот огромный поток людей», — говорит он.
Подобная работа последнее время ведется во многих негосударственных пенсионных фондах. В НПФ «Стальфонд» расширяют штат, занимаются повышением квалификации сотрудников и развитием электронных сервисов. «Хотя до 2022 года может многое поменяться. Например, произойдет прорыв в области информационных технологий», — рассуждает заместитель директора по клиентскому обслуживанию НПФ «Стальфонд» Мария Поклад. В ее фонде ожидают выхода на пенсию через девять лет более 19 тыс. клиентов.
В НПФ «Промагрофонд» и НПФ Сбербанка бума выплат в 2022 году не ожидают: у первого — из-за большого числа «досрочников», у второго — из-за особенностей клиентского портфеля (более 80% клиентов моложе 1967 года рождения). Однако в фондах заверили, что готовы к любому числу пенсионеров. «Мы готовимся к этому, но процесс выплат у нас уже сегодня достаточно автоматизирован и технологичен», — сказала президент НПФ Сбербанка Галина Морозова. «По мере необходимости будем наращивать мощности», — добавляет исполнительный директор НПФ «Промагрофонд» Ольга Буланцева.
Пенсионная индустрия входит в новую фазу — из просто сбора денежных средств населения к выплатам, признают представители НПФ.