Власть
Пенсионным фондам нашли ликвидатора
В распоряжении РБК daily оказался законопроект, устанавливающий правила санации и ликвидации негосударственных пенсионных фондов. Это первый шаг на пути создания из Агентства по страхованию вкладов (АСВ) «мегаликвидатора». За подготовку документа отвечает замдиректора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Ростислав Кокорев. Он считает, что необходимость создания такой системы для НПФ назрела, так как наметились первые клиенты АСВ.
Сейчас действия АСВ как ликвидатора распространяются только на банки. В начале года в правительстве появилась идея расширить спектр обязанностей агентства и отдать в его ведение негосударственные пенсионные фонды и страховые компании. «У нас даже такая шутка появилась, что мы вместе с мегарегулятором создаем мегаликвидатор», — говорил замминистра финансов Алексей Моисеев.
Санацией и ликвидацией НПФ формально должен заниматься Пенсионный фонд России, однако у него для этого нет ни возможностей, ни ресурсов. При активном участии Ростислава Кокорева был подготовлен законопроект «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ», который предусматривает гарантии для каждого застрахованного в системе ОПС: клиент фонда сможет получить вложенные средства даже в случае его разорения. Обязанности АСВ по отношению к НПФ прописаны в законе-спутнике.
Ростислав Кокорев говорил ранее, что идея о защите накоплений будущих пенсионеров обсуждается еще с 2003 года, то есть с начала реформирования пенсионной системы. В то время г-н Кокорев участвовал в пенсионной реформе в роли эксперта (был специалистом Бюро экономического анализа), а с 2007 года — уже в качестве чиновника, именно тогда он пришел в Минэкономразвития. Коллеги по финансовым ведомствам называют г-на Кокорева одним из самых компетентных специалистов в пенсионном вопросе и идеологом реформирования системы НПФ.
Процедура санации и ликвидации НПФ, прописанная в законопроекте, схожа с той, которая применяется сейчас по отношению к банкам. При наступлении признаков банкротства фонд обязан течение 15 дней уведомить об этом ЦБ. После этого регулятор назначает временную администрацию — АСВ. На процедуру санации агентству дается месяц: за это время его представители должны составить реестр обязательств НПФ по договорам ОПС и другим договорам, а также определить круг кредиторов. Впрочем, если АСВ для восстановления платежеспособности НПФ понадобится больше месяца, то срок может быть продлен.
АСВ вправе передать обязательства и имущество находящегося на грани банкротства НПФ Пенсионному фонду России или другому НПФ, но лишь в исключительном случае. Агентству еще предстоит найти «преемника», способного вынести груз чужих обязательств. Такая же проблема существует сейчас и при санации и ликвидации банков — желающих забрать чужие долги нет. Однако ситуация в пенсионной системе облегчается наличием ПФР.
План АСВ по спасению фонда может включать в себя помимо передачи обязательств и оказания финансовой помощи полную реорганизацию фонда, а также выкуп агентством ценных бумаг, в которых размещены пенсионные резервы или же инвестированы накопления.
Г-н Кокорев уверен, что введение такой системы санации и ликвидации обоснованно. «Пока никаких громких банкротств пенсионных фондов не было, но некоторое число некрупных и не слишком устойчивых фондов сейчас являются потенциальными клиентами АСВ», — поясняет он. Ранее гендиректор АСВ Юрий Исаев рассказывал РБК daily, что сейчас на рынке есть 20 проблемных фондов.
Участники рынка, опрошенные РБК daily, сочли документ сырым, но при этом само направление работы — правильным. «Механизм слишком похож на банковский, авторы не адаптировали его к пенсионному рынку», — заявил один из участников рынка. Советник президента НАПФ Олег Колобаев видит пользу для рынка в том, что застрахованное лицо будет уверено, что получит гарантированную сумму, а дело НПФ — не допустить, чтобы дошло до выплат из АСВ, поскольку это означает его банкротство.
По мнению пенсионного консультанта УК «Солид Менеджмент» Сергея Звенигородского, такой проблемы, как на банковском рынке, — отсутствия желающих взять на себя чужие обязательства — не будет. «Это лакомый кусок: клиентская база, предприятия под фондом, имеющиеся активы (их не хватает для выполнения обязательств, но достаточно для принимающей стороны), выдавливание конкурентов и рост собственной доли рынка», — добавляет он.
Представители АСВ от комментариев отказались, сообщив, что считают себя не вправе комментировать законопроекты до их официального рассмотрения правительством.
Сейчас документы находятся на рассмотрении в Государственно-правовом управлении президента, после чего будут обсуждаться на заседании правительства.