На заметку

Подростком сегодня быть трудно

Подростком быть трудно. Трудно в любой стране мира. Но и у России своя специфика. Взять хотя бы представления старших школьников о том, что их ждёт во взрослой жизни.

В советские времена был штамп — «светлое будущее». Нравился он кому-то или нет, а он — работал. С распадом Союза «светлое будущее» отменили. Как штамп. Что вместо? Какое сейчас будущее мы предлагаем подросткам? И как они себе реально его представляют? И представляют ли вообще? Есть ли модель? Будущее — это про что? Про деньги? Но ведь мы сами говорим, что деньги не могут стать смыслом. Тогда что — будущее? Получается ли у нас объяснять его, не говоря уже о том, чтобы делать его заразительно интересным, пленительно прекрасным, стоящим сегодняшних усилий и даже жертв?

Чеховская «Каштанка» написана от имени потерявшейся в какой-то момент собаки. Запахи, холод, страх и даже сны Каштанки дают нам возможность почувствовать себя в собачьей шкуре. А способны ли мы, взрослые оказаться сами даже не в шкуре Каштанки, а влезть в шкуру современного подростка? Почувствовать, как это оно? Мы вообще представляем объем их трудностей и объем той недоброжелательности, которые они испытывают? Когда с подозрением к ним относятся чуть ли не все — от продавца в магазине до контролеров метро? При этом ругать могут все — и родители, и учителя. По праву. А еще не по праву, но могут и ударить. А безопасен ли для подростков их уличный мир? Нет, не безопасен. А есть ли хоть кто-то, кто к подросткам заведомо поначалу приветлив? Вербовщики, наркодилеры, педофилы. Хорошая компания, не правда ли? А много ли подростков в фитнес-центрах? Не задумывались, почему?

Были родители или нет у подростка, но в какой-то момент он оказывается в большой семье, то есть, в обществе. Но готовы ли мы сказать, что наше общество — это для 15-летних поддерживающая среда? Мы деликатно относимся к их гормонам и знаем, как деликатно с ними обойтись? Мы умеем разговаривать о будущем и способны его объяснить? Даже если мы их любим, способны ли мы это проявить так, чтобы они искренно в это поверили и не мстили нам? Да хотя бы просто создать такой контакт, чтобы они начали с нами говорить, а мы хотя бы слушать?

Конечно, можно валить все на компьютерные игры и дурных родителей. Ругать школу, и даже государство. Но когда мы сами едем в электричке, то сколь приветливы к подросткам? Они чувствуют нашу искреннюю доброжелательность?

Все это называется атмосферой в обществе. На подростков она оказывает формирующее воздействие. В ответ мы получаем реакцию, основанную на подростковых сверхценностях. Если любовь, то до гроба. Если ненависть, то безжалостна.

Автор: Дмитрий Киселев программа «Вести недели»

Banner_flex_mag

Most Popular

To Top