Богатые инвесторы скупают огромное количество эксклюзивных произведений искусства, но консультанты предупреждают, что шедевры живописи или скульптуры больше радуют глаза, чем являются прибыльным активом в инвестиционном портфеле.
В 2013 г. продажи на аукционах антиквариата и предметов искусства достигли рекордных $12 млрд (рост 13% по сравнению с предыдущим годом). В число наиболее известных полотен, выставленных на продажу в прошлом году, входит «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» Фрэнсиса Бэкона (продано за $142,4 млн) и «Авария серебряной машины (Двойная катастрофа)» Энди Уорхола (продано за $105,4 млн), сообщает The Wall Street Journal.
Но если исключить работы мировых мастеров, рынок очень фрагментарный и неровный, считают эксперты.
Индекс Mei Moses All Art World Index, который следит за спросом на рынке предметов искусства, рухнул на 25% в 2009 г., или во время глобального финансового кризиса. Между тем в тот же самый год американские акции уверенно поднимались: S&P 500 вырос на 26.5%.
В прошлом году Mei Moses All Art World Index восстановился на 1,5%, а за период с 2009 по 2013 гг. положительный рост составил 8,5%. Вместе с тем S&P 500 вырос в 2013 г. на 32,4%, а за четырехлетний период взлетел на 128,2%.
«В связи с тем что на продажу одного предмета может уйти несколько лет, искусство должно рассматриваться как чрезвычайно неликвидный рынок», — считает Рон Виндер, нью-йоркский консультант, чья команда управляет в UBS Financial Services активами в $3,7 млрд.
Хотя цены могут сильно колебаться от года к году, а оценка произведений больше искусство, чем наука, инвесторы продолжают «сходить с ума» от коллекционных предметов, говорит он.
«Если у вас нет страсти к искусству и терпения осмысленно выбирать, то вы спекулируете на рынке, где предметы имеют максимальную цену», — отмечает Виндер.
Рост популярности так называемого «альтернативного» инвестирования в противовес традиционной покупке акций и облигаций, скорее всего, сохранит интерес богатых инвесторов к предметам искусства, говорит Джерри Слузвич, президент фонда Pacific Financial Planners, активы которого составляют $80 млн.
«Нувориши ищут альтернативы возможным потерям и увеличивающимся рискам на рынке акций», — объясняет Слузвич.
Между тем, немногие инвесторы обращают внимание на риски в случае срочной продажи предмета искусства, говорит Пол Джакобс, главный инвестиционный менеджер Palisades Hudson Financial Group, чьи активы составляют $1,1 млрд. Даже при лучшем сценарии развития событий наиболее востребованные работы, предупреждает Джакобс, могут разочаровать владельца низкой ценой.
Налоги также могут оказаться серьезной проблемой. Предметы искусства, как правило, относятся к коллекционной группе, говорит Надин Ли, управляющий директор Colony Group, чье активы превышают $3 млрд. Это означает, что произведения искусства облагаются налогом на увеличенную стоимость капитала, который составляет 28%. При этом текущий максимальный уровень налога на долгосрочное увеличение стоимости капитала на такие инвестиции, как акции, не превышает 20%, отмечает она.
Другой популярной опцией среди богатых инвесторов стало использование частных фондов для покупки коллекционного искусства, говорит Ричард Баум, партнер аудиторской фирмы Anchin, Block & Anchin. Обычно такие фонды обещают прибыль от 20% до 25%, а инвестиция должна быть не менее $250 тыс., добавляет он. «Но я бы критически отнесся к этим обещаниям», — отмечает Баум.
Однако для тех, кто искренне любит искусство, инвестирование в этот рынок может доставить удовлетворение, если к прибыли относиться как к «неожиданному сюрпризу». Более опытные коллекционеры, с которыми в основном работает Баум, очень осторожно подходят к каждому предмету и перед покупкой много раз проверяют объявленную цену.
Люди, которые хотели бы собрать коллекцию произведений искусства, должны сначала консультироваться с экспертом, советует Том Хайнлин, инвестиционный стратег Ascent Private Capital Management. Им также не следует размещать предметы искусства в один портфель с акциями и облигациями. По мнению Хайнлина, эти инвестиции требуют особого подхода и управления.
«Вы часто слышите истории о грандиозной прибыли спекулянта. Предметы искусства – совершенно иная инвестиционная стратегия, которая приносит прибыль лишь в долгосрочной перспективе», — заключает Хайнлин.
Вести.ru