Карьера
Самые востребованные профессии в Москве
Ситуация на рынке труда постоянно меняется. По крайней мере, то количество открытых вакансий, которое можно наблюдать на крупнейших российских job-сайтах сейчас, несравнимо больше, чем в кризисные периоды. При этом количество резюме уже довольно продолжительное время остается на приемлемом уровне и не показывает серьезный рост, который еще полтора года назад был весьма пугающим
РБК.Рейтинг совместно с проектом «Улов-Умов» (поисковая система по вакансиям и резюме) решили выяснить, какие вакансии в Москве в настоящее время являются самыми распространенными.
Иными словами, основной нашей задачей было определить те сферы деятельности, в которых наиболее сильно ощущается дефицит «рабочих рук». Кроме того, данный рэнкинг выглядит еще более интересным, если учесть, что похожие исследования мы уже проводили в начале и и в конце 2009 года. Причем, если сравнивать результаты двух прошлых рейтингов, то уже тогда можно было наблюдать довольно интересную тенденцию, которая в полной мере подтвердилась именно сейчас.
Речь, конечно, идет не о лидере рэникнга самых востребованных профессий в Москве. То, что на первом месте окажутся менеджеры по продажам, по большому счету, сомнений у нас не вызывало. По количеству вакансий, а их мы насчитали более 17 тысяч штук, данная профессия вновь завоевала «пальму первенства».
«Менеджер по продажам — вечная вакансия в любой период, будь то кризис или экономический подъем. Это неудивительно — маленький фикс, минимум затрат, а на выходе могут быть большие и живые деньги. Я не говорю уже о том, что основная миссия каждой компании — доставлять свой продукт до конечного потребителя и расширять рынки присутствия, была бы невозможна без данного специалиста», — отметила в интервью РБК.Рейтинг Генеральный директор 3R Recruitment Company Елена Зажигалина.
Самые востребованные профессии в Москве
№ — Вакансия — Количество вакансий (штук)
1 — Менеджер по продажам — 17 634
2 — Продавец — 14 833
3 — Повар, кондитер — 8 927
4 — Помощник руководителя/Секретарь/Офис-менеджер — 7 548
5 — Кассир, операционист — 7 425
6 — Домработница/Горничная/Уборщица — 6 299
7 — Курьеры, посыльные — 5 707
8 — Официант — 5 061
9 — Охранник/Вахтер/Сторож — 4 869
10 — Менеджер по работе с клиентами — 4 733
А вот по остальным вакансиям за последние два года некоторые изменения все же произошли. Касаются они не столько самого списка самых востребованных вакансий, в который в большинстве своем, естественно, входят все те же профессии, сколько мест, на которых эти вакансии разместились.
Если более детально обратить внимание на места расположения одних вакансий относительно других сейчас и в прошлые периоды, то можно наблюдать довольно интересную картину. Например, в начале прошлого года профессия «официант» по количеству вакансий занимала 22 место, к концу 2009 года она поднялась на 19 строчку, в текущем рэнкинге по общему количеству вакансий, а их мы насчитали более 5 тысяч штук, она уже занимает 8 место. Похожая ситуация и у вакансий на должность «повар-кондитер»: в начале прошлого года данная профессия занимала 12 место, теперь же она входит в тройку лидеров.
С точностью до наоборот произошли изменения, например, у профессии «юрист» (юрисконсульт). В прошлом году по количеству вакансий она занимала 11 место, что не высоко, но и не так низко, как сейчас – 26 место из 30 возможных. Менеджер по работе с клиентами, некогда занимавший 4 место, теперь опустился на 6 строчек вниз, остановившись на 10 позиции. И такие изменения наблюдаются по многим вакансиям. Впрочем, все они имеют некую закономерность. Если сравнивать результаты прошлого года с текущими и рассматривать «офисные вакансии», то они, в большинстве своем, за этот период переместились с верхних сточек рэнкинга в середину или вниз, уступив свои места так называемым «рабочим специальностям», которые как раз в прошлом году размещались ближе к концу таблицы.
По мнению экспертов, данная ситуация вполне логична и объясняется довольно просто. «В период 2009 года по большинству таких позиций в компаниях был «фриз», все ждали улучшения в 2010 году и закладывали в бюджеты план по набору персонала. Также в связи с сокращениями в 2009 году, естественной текучестью кадров, отсутствием пополнения штата, к концу 2009 года возникла ситуация, когда стало просто некому выполнять определенную работу. Поэтому в начале 2010 года компании стали активно искать и набирать офисных работников. К концу 2010 года штат мог быть укомплектован, многие сотрудники ждут годовых бонусов, не меняют работу и, соответственно, своим переходом не создают в компании вакансии», — считает Елена Зажигалина. Этим, по ее словам, и объясняется причина, почему офисных позиций к концу года стало меньше.
Аналогичной точки зрения придерживается и руководитель службы маркетинга консалтинговой компании «РусСтар» Олег Нестеренко. По его словам, в прошлом году экономика постепенно начинала выходить из кризиса, ситуация улучшалась, и работодателю вновь понадобились сотрудники. Первым стал оживать так называемый крупный бизнес, который, по крайней мере, в Москве больше заинтересован в «офисных сотрудниках». Отсюда и значительный всплеск соответствующих вакансий. «К концу этого года большая часть «горячих» вакансий была закрыта, ситуация нормализовалась, соответственно, пришло некое равновесие», — отметил эксперт.
При этом, по его словам, на первый план теперь вышли профессии, чья сфера деятельности так или иначе относится к предоставлению услуг населению – официанты, повара, няни и т.д., которые в кризис были востребованы, естественно, не в том количестве, как сейчас.
«В начале 2010 года покупательская способность среднего класса была по-прежнему на низком уровне, поэтому домработницы, рестораны и т.п. были отложены до лучших времен, соответственно, спрос на подобный персонал был невелик», — резюмирует Генеральный директор 3R Recruitment Company Елена Зажигалина.
Как будет развиваться ситуация в следующем году покажет, конечно, время. Тем более, что рынок труда в 2011 году ждут новые не очень приятные моменты. Речь идет о едином социальном налоге, который с нового года претерпит значительные изменения, в результате которых некоторым работодателям придется отчислять уже 34% от фонда оплаты труда работника, а не 26%, как сейчас. Как будет компенсировать работодатель данное повышение и как в результате пострадают от этого сами работники, вопрос не менее интересный.