О самых эффективных способах «добиться» повышения зарплаты агентство РБК.Рейтинг писало в прошлом году. Тогда в основу mini-Рейтинга вошли ответы самих работников, которым было предложено несколько вариантов на выбор. Год спустя было решено продолжить эту тему. Однако на этот раз — обратиться непосредственно к работодателям, чтобы узнать, какие аргументы, высказываемые сотрудниками в разговоре о повышении зарплаты, они считают совершенно абсурдными.
Как это ни парадоксально звучит, но самым частым, судя по ответам и, как следствие, абсурдным аргументом, является попытка переложить собственную ответственность на плечи работодателя. Так, очень часто в разговоре о повышении зарплаты сотрудник упоминает о взятом им кредите в банке, который по какой-либо причине, ему сложно обслуживать.
Этот аргумент не будет являться весомым, причем не только при разговоре с работодателем, но и во время общения с банком, если вдруг по взятым на себя обязательствам возникает задолженность. Исключение, правда, есть, и об этом отметили несколько респондентов, — если кредит взят, например, на операцию одному из родственников или самому сотруднику. Но это, скорее, форс-мажор, и разбирать все нужно в каждом конкретном случае.
Второй по популярности глупый аргумент, опять-таки, по мнению самих работодателей — в стране инфляция. С этим предложением, рекомендует директор маркетинговой службы компании «РусСтар» Олег Нестеренко, следует обращаться не к руководителю, а в Министерство финансов.
Один из самых популярных аргументов, хотя он и не занял первой строчки по количеству присвоенных ему баллов, это повышение квалификации сотрудника. Иными словами, если несколько месяцев назад сотрудник делал все расчеты, используя калькулятор и блокнот, а теперь может запросто обходиться одним лишь офисным приложением наподобие MS Access, то это, безусловно, хорошо. Однако для работодателя это совершенно не является поводом повысить зарплату, ведь объем работы, что выполнял сотрудник тогда и сейчас не изменился. Еще более нелепо выглядит аргумент о том, что ранее работник допускал ошибки, а теперь, благодаря его новым знаниям, они исключены. Это явно не повод просить о повышении зарплаты, а повод сказать спасибо, что сотрудника не уволили до того, как он научился, наконец, не допускать ошибок в своей работе.
Четвертое место своеобразного «антирейтинга аргументов» занимает вариант со сравнениями зарплат коллег. Не стоит в разговоре с руководителем упоминать о том, что «сосед», выполняющий ту же самую работу, получает несколько больше. Во-первых, у работодателя всегда возникнет вопрос об источниках информации, ведь зарплатные ведомости не висят в общедоступных местах. А, во-вторых, где гарантия того, что коллега действительно выполняет тот же объем, а не работает в два или даже три раза больше, получая при этом надбавку, например, в 10%. «В этом случае вы, скорее, натолкнете работодателя на мысль, что приведенный в качестве примера коллега получает за свою работу несоизмеримо мало, тогда как вы, работая меньше, — несоизмеримо много. Получиться обратный эффект, и при первых признаках кризиса в компании именно вам, а не вашему коллеге, сократят зарплату», — отмечает заместитель руководителя HR-агентства «Партнеры» Наталья Перова.
Замыкает пятерку лидеров аргумент о продолжительном стаже работы. Правда, в данном случае, отмечают опрошенные эксперты, нужно смотреть именно на стаж и на то, какую должность занимает сотрудник. Если человек работал на одной должности несколько лет и при этом не просил прибавок и пр., то возникает вопрос – почему. Может быть, такой работник догадывается, что, выйдя на рынок труда, он не сможет найти себе лучшую и более высокооплачиваемою работу. И дело не в кризисе на рынке труда, а в неконкурентности самого работника. Может быть, он несколько лет сидел на своем месте и, в лучшем случае, что-то делал, а в худшем — не делал ничего и полностью потерял квалификацию, упустил все возможности для карьерного роста, перестал самообразовываться и т.д. Тогда работодатель может повысить зарплату, скорее, из жалости к своему «старому» сотруднику, а никак не под давлением аргументов о лояльности к компании.
Предложение о работе от конкурентов — еще один аргумент в борьбе с работодателем за свою зарплату. Именно этот вариант и занял первое место в прошлогоднем рейтинге. Тогда респонденты отметили, что самый эффективный способ добиться повышения зарплаты – заявить об уходе. У работодателей этот вариант среди абсурдных занимает предпоследнее место. Говорит это о том, что руководители в принципе серьезно относятся к таким заявлениям своих подчиненных. Однако стоит учитывать тот факт, что если уж это 100% блеф, то, в случае отказа даже после такого аргумента, работник попадает в безвыходную ситуацию. Уходить нужно при любом раскладе. Если было реальное предложение поменять работу, то зачем оставаться — в зарплате отказали, а если такового предложения не было, то это нечто иное как шантаж. Работать с сотрудником-шантажистом некомфортно и неуместно.
И, наконец, на седьмом месте расположился нечастый и совершенно нейтральный аргумент – вырос объем выполняемой работы. Тут, как показал наш опрос, все зависит исключительно от работодателя. Для некоторых такой аргумент является поводом прислушаться и задуматься, а для некоторых не более чем пустой звук.
Впрочем, эксперты советуют, что если объем работ значительно увеличился по сравнению с тем, что было обещано изначально, и при этом зарплата не растет даже после разговоров о повышении, нужно искать новую работу и уходить без сожалений.
Стоит также отметить, что в подавляющем большинстве случаев работник, выстраивая свой диалог с руководством, используют, скорее, эгоистический подход. Идет простое описание своих проблем, но не предполагается никаких вариантов, как помочь самой компании развиваться, т.к. не бояться взять на себя ответственность, показать свою реальную незаменимость, постоянно самообразовываться, быстрее, больше и эффективнее выполнять ту работу, что была поручена. В любом случае, и об этом говорят люди, к которым довольно часто обращаются с просьбой о повышении зарплаты, если такому сотруднику и откажут, то он без особого труда найдет для себя достойную замену, а вот «недальновидный» работодатель – навряд ли.