Финансы
Всемирный банк выделил $50 млн на проект в сфере управления госфинансами в России
Совет директоров Всемирного банка (ВБ) одобрил в пятницу выделение займа в размере 50 млн долларов для совместного финансирования с правительством РФ проекта технического содействия в сфере управления государственными финансами в России. Общая стоимость проекта составляет 133,571 млн долларов, а его реализация рассчитана на четыре года.
Как сообщил ВБ, проект должен «оказать содействие Министерству финансов РФ, Федеральной налоговой службе (ФНС), Федеральному казначейству, Министерству экономического развития (МЭР) и Росфиннадзору в целях повышения прозрачности и эффективности управления государственными финансами, а также в формировании институциональной основы для дальнейшего совершенствования бюджетной эффективности, результативности и подотчетности».
«Данный проект непосредственным образом поддерживает одно из основных направлений Стратегии партнерства Всемирного банка с Российской Федерацией, которое связано с повышением качества и прозрачности государственного управления», — заявил директор ВБ по России Mихал Рутковски.
«Кроме того, благодаря проекту государственные инвестиции и услуги станут более эффективными и приемлемыми для бюджета, что, в свою очередь, позволит ускорить темпы роста доходов лиц, относящихся к нижним 40 проц населения по уровню распределения доходов», — отметил специалист. Рутковски считает, что «налогоплательщики выиграют в результате изменения подходов Федеральной налоговой службы к работе с населением и применения более действенных механизмов урегулирования споров, а хозяйственные субъекты выиграют от изменений в налоговой политике и в порядке налогового администрирования, что будет способствовать улучшению делового и инвестиционного климата».
Четыре основных направления
По словам авторов проекта, его стратегические цели «будут достигаться посредством поддержки действий по четырем основным направлениям». Среди них — «повышение экономической эффективности российской налоговой системы через пересмотр основных областей налоговой политики и повышение качества услуг, предоставляемых Федеральной налоговой службой налогоплательщикам», а также «рационализация методов финансирования региональных бюджетов, поощрение большей заинтересованности региональных органов власти в достижении результатов на всех этапах бюджетного цикла и укрепление их потенциала в сфере управления государственными финансами». К основным направлениям также относятся «повышение качества, скорости прохождения и доступности бюджетной информации благодаря внедрению комплексной информационной системы управления финансами /»электронный бюджет»/, способствуя тем самым большей прозрачности и подотчетности», и «совершенствование процессов подготовки бюджета, контроля и мониторинга его исполнения в целях повышения эффективности и результативности расходования бюджетных средств».
Ожидается, что проект позволит сократить время, которые малые и средние предприятия тратят на расчет и уплату налогов, и увеличить число регионов, «демонстрирующих удовлетворительный результат в части управления государственными финансами». Кроме того, он даст возможность России повысить показатели «в части прозрачности бюджета», а также шире использовать «показатели эффективности в федеральном бюджете для отражения целей и результатов программ государственных расходов», отметил Всемирный банк.
Реформы в области управления госфинансами
Эксперты ВБ напомнили также, что «за последние годы Российская Федерация провела важные реформы в институциональной сфере и в области управления государственными финансами, внедряя передовой мировой опыт и закладывая основу современной системы управления государственными финансами». Наиболее заметные достижения включают в себя «успешное внедрение современной системы казначейского учета и единого казначейского счета; упорядочение всего бюджетного процесса и введение трехлетнего федерального бюджета; создание Стабилизационного фонда; реформу межбюджетных отношений и установление бюджетных правил для органов власти субъектов РФ; а также модернизацию системы налогового администрирования, которая способствовала смене парадигмы и переходу от традиционного административно-командного стиля к более современному, ориентированному на предоставление услуг».
«Однако, невзирая на все проведенные реформы, дефицит доходов бюджетов всех уровней, неэффективные бюджетные расходы, недостаточные инвестиции в модернизацию общественной инфраструктуры и негибкие модели финансового управления, которых придерживаются государственные структуры, не позволяют правительству осуществлять наиболее эффективную налогово-бюджетную и экономическую политику», — считает ведущий специалист Всемирного банка по проблемам государственного сектора и руководитель данного проекта Джон Айвор Бизли.
По его словам, «данные проблемы особенно остро ощущаются на региональном и местном уровнях, где они усугубляются слабой доходной базой, недофинансированием и значительными различиями в способности управлять государственными финансами». «Кроме того, сложности в деле повышения эффективности управления доходами и расходами отнюдь не новы, но они снова вышли на первый план и усугубились в связи глобальным финансовым кризисом», — отметил Бизли.
Россия присоединилась к группе Всемирного банка в 1992 году. В настоящее время головная организация группы ВБ — Международный банк реконструкции и развития — финансирует в России девять инвестиционных проектов на общую сумму 596 млн долларов.
ИТАР-ТАСС