Бизнес. Стартап

Юрист на дом

Рядовой россиянин не слишком разбирается в законах. Юрист Валерий Мешков и его школьный друг Сергей Андреев решили на этом заработать, создав три года назад сайт «Правовед.ru» – своего рода биржу, на которой консультанты и их клиенты находят друг друга. Гарантированно получить онлайн-ответ от трех-четырех специалистов стоит от 300 до 3000 руб., из которых сайт забирает себе 30%. Бизнес «Правовед.ru» его создатели оценивают в 100 млн руб. – исходя из этой оценки они ищут соинвесторов.

«ЗАДАЙТЕ ВОПРОС»

Сайтов, предоставляющих юридические онлайн-консультации, в Рунете немало, но компания «Лексбург» (владелец бренда «Правовед.ru») лучше других научилась монетизировать пользователей, утверждает создатель сервиса Валерий Мешков. Ежедневно на pravoved.ru заходят около 50 тыс. человек – это почти в шесть раз меньше, чем у одного из самых популярных ресурсов – 9111.ru (его, по словам гендиректора компании – владельца «Юридической социальной сети» Николая Искренко, посещают примерно 300 тыс. человек в день). При этом выручка у «Правоведа», скорее всего, больше: по данным самого портала, он получил более 1,4 млн руб. в октябре, в 9111.ru аналогичный показатель не раскрывают, отмечая только, что юристы, которые трудятся на сайте, «за последний месяц заработали более 1 млн руб.».

Сайт pravoved.ru функционирует по простой схеме: посетители могут получить ответ бесплатно или за вознаграждение – только во втором случае им гарантированно ответят в течение трех часов. Клиентам самим предлагается выбрать степень усердия юристов: за 300 руб. они смогут рассчитывать на короткий ответ по типовой ситуации, за 600 руб. – на «более детальное погружение в проблему», за 1,3 тыс. руб. – на полноценную консультацию с пересылкой документов по «нетривиальной ситуации»; максимально возможная цена услуг составляет 3 тыс. руб. Также возможна доплата за отдельные опции: за 100 руб. с ситуацией ознакомятся сразу два юриста, за 200 руб. – трое. Доплатив еще 200 руб., пользователь может быть уверен, что его вопрос не будет опубликован на сайте.

Сейчас у «Правовед.ru» – более 4,5 тыс. зарегистрированных экспертов. Чтобы получить разрешение работать с пользователями, юрист должен прислать цифровую копию своего диплома о юридическом образовании, а если он претендует на указание в профиле дополнительных регалий (например, звание «Почетный юрист России» или «опыт работы в юридическом бизнесе больше 20 лет»), потребуется предоставить подтверждающие документы. Команда «Правовед.ru» проверяет их подлинность и допускает юриста к бесплатным консультациям, по ответам в которых виден уровень его компетентности. «Юристы – в хорошем смысле этого слова – буквоеды, – говорит партнер Мешкова Сергей Андреев. – Они не могут пройти мимо ошибки коллег – поправят, сделают замечание. Поэтому в среднем юрист дает 200–300 бесплатных ответов, прежде чем начнет получать деньги».

С самого начала работы сайта действует разделение платежей: 70% чека от клиента получает юрист, 30% составляет комиссия «Правовед.ru».

«Для нас никогда не было проблемой привлекать юристов, – рассказывает Мешков. – Сейчас мы не продвигаем сервис в экспертном сообществе, юристы приходят сами. Кто-то регистрируется, чтобы расширить практику и получить опыт работы с делами в непрофильных областях, кто-то честно признается, что для него это способ помочь людям, кто-то консультирует, чтобы получить хорошие позиции в наших внутренних рейтингах. Но, конечно, для большинства возможность заработка – главный фактор».

ЮРИСТ ИЗ БЕЛОРУССИИ

Еще обучаясь в Белорусском госуниверситете, Мешков увлекался программированием, поэтому понимал, как мог быть устроен сервис для взаимодействия юристов и клиентов в Сети. В 2008 году его «Лексбург» оказывал юридические услуги в Санкт-Петербурге, причем до 70% – онлайн. Бизнес стабильно приносил около 450 тыс. руб. выручки в месяц, что для небольшой компании в 5–7 человек было неплохо, считал Мешков. Он долго не решался запустить новую услугу и ограничивался экспериментами на сайте «Лексбурга».

В 2010 году Мешков вернулся к идее веб-платформы для удаленного взаимодействия юристов с клиентами, поняв, что классический бизнес «Лексбурга» растет крайне медленно. На тот момент в США уже успешно работало несколько подобных сервисов: крупнейший из них, LegalZoom, проработал на рынке 12 лет, прежде чем был куплен частным фондом Permira Advisers, исходя из стоимости всего бизнеса $425 млн.

«Я понимал, что классический юридический бизнес сложно масштабировать, расширение числа клиентов всегда должно быть подкреплено ростом числа сотрудников в компании, а в онлайне можно наращивать обороты в разы быстрее», – объясняет Мешков.

Он передал управление налаженным юридическим бизнесом своей жене, позвал в новый проект своего школьного друга Андреева, экономиста по образованию, и собрал команду разработчиков.

Первая версия «Правовед.ru» заработала в декабре 2011 года. На сайте можно было получить бесплатную консультацию: оставить заявку и не позже чем через 3–4 часа получить письменный ответ. Платные консультации, предполагавшие решение более сложных проблем, стоили 100 руб. На старте «Правовед.ru» удалось собрать около 20 юристов, которые помогали интернет-пользователям в своих блогах и на форумах – Мешков и Андреев связались с ними и предложили протестировать новый сервис.

В первые дни после запуска на «Правовед.ru» заходили всего 30–40 человек ежедневно, но благодаря хорошей поисковой оптимизации сайта и значительным затратам на контекстную рекламу (сейчас они составляют около 400 тыс. руб. в месяц), аудитория росла ежемесячно на 10–15%.

Подавляющее большинство клиентов сервиса – физические лица (90%) из Москвы (85%), остальные – представители бизнеса.

УБЕЖДЕННЫЕ «БЕСПЛАТНИКИ»

Ставка на массовую аудиторию позволила «Правовед.ru» быстро нарастить клиентскую базу (сейчас на сайте зарегистрировано около 380 тыс. пользователей), но она же сыграла с создателями портала злую шутку. Выяснилось, что потребность получить юридическую консультацию у среднестатистического россиянина возникает нечасто, а спрос на такую услугу фактически нельзя простимулировать. По статистике сайта, лишь 15–20% пользователей «Правовед.ru» задают вопросы повторно. Кроме того, только один посетитель из 20–30 был готов заплатить за консультацию – остальные ограничивались чтением стандартных ответов. В начале Мешков и Андреев были рады и этому – конверсия бесплатных пользователей в платных составляла около 2–3%, но потом решили, что доходы растут недостаточно быстро.

Они экспериментировали с тарифами на услуги и добились повышения среднего чека до 680 руб. На сайте появилась возможность заказать консультацию юриста по телефону (от 400 до 1,2 тыс. руб. за разговор), были запущены чаты для общения в реальном времени и сервис по подготовке документов.

«Мы понимаем, что люди идут в онлайн не из-за дешевизны, ведь за 600–700 руб. вполне можно получить совет в офисе юридической фирмы, а из-за удобства и быстроты интернет-консультаций. Но мы столкнулись с тем, что такова особенность Рунета: люди не готовы платить за контент, услуги и сервисы в Сети, – говорит Мешков. – Сейчас на каждую тысячу бесплатных вопросов приходится всего 50 платных консультаций. И мы не ждем, что ситуация изменится в ближайшие два-три года».

НОВЫЙ ПОВОРОТ

Из-за нежелания частных пользователей платить создатели «Правовед.ru» всерьез задумались о смене концепции бизнеса. В середине 2013 года они заметили, что клиент, получивший в качестве онлайн-услуги подтверждение своей правоты, часто сталкивается с необходимостью поиска юриста для защиты своих интересов в суде. А представители многих юрфирм были готовы поработать с таким человеком, но уже в одном из кабинетов своего офиса.

«Правовед.ru» начал подбирать юристов для решения вопросов граждан в судебных инстанциях. Для физлиц эта услуга оказывается бесплатно, а юридическая фирма за «поставку» клиента платит от 70 до 2 тыс. руб. Сейчас «Правовед» формирует в день около 200 дел, которые могут стать основой для работы клиента и юриста уже в реальном мире, и сотрудничает с семью юридическими фирмами в Москве.

Благодаря такому подходу сейчас «Правовед.ru» зарабатывает за неделю столько, сколько ему перечисляли клиенты за весь 2012 год. Сервис прошел точку безубыточности в июле 2014-го, отмечает Мешков. «Мы поняли, что две модели не противоречат друг другу, – говорит он. – Фактически из тысяч бесплатных консультаций мы получаем «лиды» [в интернет-маркетинге – целевое действие пользователя] и продаем их юридическим компаниям».

«Через «Правовед.ru» мы ежемесячно получаем до 500 онлайн-обращений, еще около 100 человек приходят к нам в офис, – делится опытом работы с порталом директор юридической компании «Справедливость» Сергей Карпов. – Безусловно, «Правовед» делает важную работу: повышает уровень юридической грамотности населения. Но говорить о том, что онлайн-консультации могут быть универсальным инструментом, нельзя, люди предпочитают консультироваться с юристом при личной встрече».

В ближайшие два года «Правовед.ru» намерен сосредоточиться на развитии b2b-направления. Портал запустит для начинающих компаний возможность подписаться на услуги сервиса: в зависимости от набора опций плата в месяц составит от 3 тыс. до 15 тыс. руб. По расчетам Мешкова и Андреева, активнее всего подключаться будут представители малого и среднего бизнеса, благодаря чему к концу 2015 года доля представителей бизнеса среди активных пользователей вырастет вдвое, до 20%.

Для выхода на это рынок «Правовед.ru» ищет инвестиции в $1 млн (около 40 млн руб.). По словам Мешкова, компания обсуждает возможность привлечения данной суммы при оценке всего бизнеса в $2,5 млн (около 100 млн руб.), имена потенциальных инвесторов пока не раскрываются.

К концу 2015 года предприниматели планируют увеличить число пользователей, заходящих на «Правовед.ru», вдвое – до 2,9 млн человек в месяц, а количество консультантов – втрое.

«Юридическое сопровождение онлайн поможет начинающим компаниям снизить расходы на юристов до минимума», – поддерживает исполнительный директор компании Fast & Shine Аркадий Хохлов. ?«Между бизнес-клиентом и юристом со временем зачастую развиваются очень доверительные отношения, и у меня нет пока уверенности, что клиент захочет делиться своими «тайнами и секретами» с неизвестным юристом в онлайне», – сомневается управляющий партнер венчурного фонда InVenture Partners Антон Иншутин.

РБК

Banner_flex_mag

Most Popular

To Top